Композитор А.Н.Скрябин Подготовила ученица 5 а класса МОАУ «Гимназия 1 имени Романенко Ю.В.» Тимофеева Виктория
Детство
Годы учения
Юное дарование Скрябин окончил консерваторию в 1892 только по фортепианной специальности (в классе Аренского у него не сложились отношения с преподавателем). Ему была присуждена малая золотая медаль (большой медали удостаивались лишь выпускники, окончившие по двум специальностям) Имя Скрябина было занесено на мраморную доску, находящуюся при входе в Малый зал Московской консерватории, наряду с именами самых выдающихся воспитанников консерватории. В один год со Скрябиным это учебное заведение окончил Рахманинов, представивший в качестве дипломной работы оперу «Алеко»
Знакомство с М.Беляевым М.П.Беляев – крупный музыкальный деятель, лесопромышленник, создал собственное музыкальное издательство, специальные концертные организации Русские симфонические концерты и Русские камерные вечера, учредил ежегодные премии имени Глинки Заслуги Беляева сравнимы с заслугами П.Третьякова
Дружба с А.К.Лядовым Беляев выделил Скрябина на особое место. Он оплачивал его сочинения самыми высокими гонорарами, выдавал щедрые авансы в счет будущих работ. Почти ежегодно Скрябину присуждались Глинкинские премии. Через Беляева завязались отношения Скрябина с Римским- Корсаковым, Глазуновым, Лядовым и другими петербургскими композиторами. Наибольшая близость сложилась у него с Анатолием Константиновичем Лядовым. Их сближала общность художественных вкусов, в том числе любовь к музыке Шопена.
Брак с В.И.Исакович Вера Ивановна была пианисткой, и порою супруги давали совместные концерты Скрябин в 1890-е годы ведёт активную концертную деятельность по городам России и выезжает за границу Некоторое время работает преподавателем в консерватории (не питал склонности к педагогической работе, но студенты ценили в нём тончайшего вдохновенного музыканта)
Лучшие произведения композитора 1890-х годов 24 прелюдии соч. 11 («энциклопедия» музыкальных образов, типичных для первого периода творчества Скрябина) цикл из 12 этюдов соч. 8 (замечательнейшие образцы этюдов в мировой фортепианной литературе) три сонаты фортепианный концерт одно из обаятельнейших произведений Скрябина вошел в число классических образцов этого жанра
«Вагнер превратился в грудного младенца с сладким лепетом» На рубеже веков Скрябин пишет 2 симфонии, вызвавшие крайние нарекания музыкальной общественности - «какофония, вздор, дикие гармонии» Композитор вырабатывает собственный симфонический стиль, отталкиваясь прежде всего от Вагнера
Член Философского общества Около 1900 года Скрябин познакомился с кружком философов и стал членом московского Философского общества. Особенно близко он сошёлся с кн.С.Трубецким (на фото) Утверждается на позициях субъективного идеализма Охвачен идеей создания художественного произведения, которое должно преобразовать жизнь, превратить ее в великий праздник для всего человечества
Центральное дело жизни Замысел «Мистерии»А.Н.Скрябин «Мистерия» представлялась Скрябину как грандиозное произведение, в котором объединятся все виды искусств музыка, поэзия, танец, архитектура и т. д. Это должно было быть особое коллективное «действие», в котором примет участие ни более ни менее, как все человечество! Исполнение «Мистерии» должно повлечь за собой грандиозный мировой переворот и наступление некоей новой эры Эта идея не помешала появлению на свет замечательных сочинений композитора, в которых гениальный художник оттеснял на задний план заблуждающегося мыслителя
Заграничный период В 1904 г. Скрябин женился на Т.Ф.Шлёцер, полностью пожертвовавшей своими личными интересами ради творчества мужа Удивительная дружба с марксистом Г.Плехановым Финансовые затруднения после смерти М.Беляева Участие в дягилевских сезонах в Париже, концерты в Швейцарии, Италии, США
Возвращение на родину В 1912 году Скрябин снял квартиру в доме 11 по Большому Николо- Песковскому переулку (теперь улица Вахтангова), около Арбата. Здесь он прожил с семьей последние три года жизни Сейчас в этом доме располагается музей композитора
Дом-музей
Работа над «Мистерией» Последние годы жизни композитор посвятил реализации идеи «Мистерии». Скрябин часто жаловался на то, что ему приходится заниматься такими «пустяками», как писанием сонат и других пьес, конвертированием, и т. д., вместо того, чтобы все силы отдать тому, в чем он видел свое главное назначение. «Как все это надоело... Пора!» вырывалось у него. Однако постепенно, по мере того как замысел «Мистерии» разрастался и принимал все более фантастические масштабы, сам Скрябин, очевидно, смутно начал осознавать невозможность его реализации; во всяком случае в относительно близком будущем.
Нелепая смерть Гибель композитора в возрасте сорока трех лет (27 апреля 1915 г.), в полном расцвете творческих сил, от нелепой, случайной причины (на губе вскочил карбункул, вызвавший общее заражение крови) была воспринята как событие, глубоко трагическое для русского музыкального искусства.
Лучшие произведения композитора 1900-х годов 4-я соната (принадлежит к вершинам фортепианного наследия Скрябина), 7,9 и 10 сонаты две поэмы соч. 32, Сатаническая и Трагическая поэмы, Поэма- ноктюрн (соч. 61), поэма «Странность» (соч. 63) Поэма экстаза - одна из кульминационных точек творчества 4 прелюдии соч. 37, прелюдии соч. 74 второй цикл этюдов (соч. 42), цикл из 3-х этюдов (соч. 65) Третья («Божественная») симфония одна из вершин творчества композитора и один из замечательнейших памятников русского и мирового симфонизма начала XX столетия «Прометей» (Поэма огня) Поэма «К пламени» одно из выдающихся поздних произведений Скрябина
В памяти потомков