Современные подходы к системному управлению охраной труда и профессиональными рисками Директор Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Н.В. Жарова РОССИЯ, 2011
1 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ В ГГ. В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24,5%
2 ПОСТОЯННО УХУДШАЮТСЯ УСЛОВИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА Направленность основных мероприятий в сфере охраны труда на компенсацию последствий уже происшедших несчастных случаев, разрозненность данных мероприятий Недостаточная эффективность и достоверность системы оценки условий труда на рабочих местах Недостаточная эффективность системы медико-профилактического обслуживания работников Отсутствие внимания собственников и менеджмента предприятий к вопросам улучшения условий труда работников, обеспечению их безопасности и сохранению здоровья на производстве Отсутствие внимания собственников и менеджмента предприятий к вопросам улучшения условий труда работников, обеспечению их безопасности и сохранению здоровья на производстве
4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ Суть внедрения системы управления профессиональными рисками заключается в переходе: ОТ СИСТЕМЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА ПРОИС- ШЕСТВИЯ И МАТЕРИАЛЬНОЙ КОМПЕНСА- ЦИИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ СИСТЕМЫ ФОРМАЛЬНЫХ НАКАЗАНИЙ ЗА НЕСООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОТ СТАТУСНОГО СПИСОЧНОГО ПОДХОДА К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ КОМПЕНСАЦИЙ ОТ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ, ОСНОВАН- НОЙ НА ФОРМАЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ТАРИ - ФАХ, РАССЧИТАННЫХ ПО УСРЕДНЕННЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ПО ВИДУ ЭКОНОМИЧЕС- КОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРО- ФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ И УСТРАНЕНИЮ ПРИЧИН ОПАСНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ К СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТИМУЛОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА И ВНЕДРЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ К УСТАНОВЛЕНИЮ КОМПЕНСАЦИЙ ИСХО- ДЯ ИЗ РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ К СИСТЕМЕ СТРАХОВАНИЯ, ОСНОВАННОЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТАРИФАХ, РАС- СЧИТАННЫХ ПО ФАКТИЧЕСКИМ ПОКА- ЗАТЕЛЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА
5
6 Работодатель должен осуществлять меры, необходимые для безопасности и охраны здоровья работников на основе следующих общих принципов профилактики: избежание рисков; оценки рисков, которые нельзя избежать; борьбы с рисками в источнике; адаптации человека к работе и техническому прогрессу; замены опасного неопасным или менее опасным; разработки целостной политики профилактики; внедрения коллективной защиты как первоочередной меры и специальных защитных мер для отдельных рисков; информирования и инструктажа работников. Принципы Директивы 89/391/ЕЕС Международное законодательство
7 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 18 ИЮЛЯ 2011 ГОДА 238-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 1) Статью 209 дополнить частями четырнадцатой и пятнадцатой следующего содержания: «Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений»
8 Положение о системе управления профессиональными рисками к политике в области управления профессиональными рисками, целям и программам по их достижению; к планированию работ по внедрению системы; к организации и внедрению процедур системы управления; к процедуре обучения и подготовки персонала; к процедуре идентификации опасностей и оценки рисков; к процедуре управления профессиональными рисками; к процедуре подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них; к процедуре документирования системы управления рисками; к процедуре информирования работников; к контролю функционирования системы управления рисками; к процедуре анализа эффективности функционирования системы управления рисками.
9 Порядок оценки уровня профессионального риска подготовка к проведению оценки профессиональных рисков на рабочих местах; идентификация опасностей на рабочих местах; оценка профессиональных рисков на рабочем месте; оценка соответствия идентифицированных опасностей для здоровья гигиеническим нормативам; оценка защищенности работников СИЗ; определение интегральной оценки условий труда; определение показателя индивидуального профессионального риска работников; оценка уровня профессионального риска работодателя; организация регулярного мониторинга условий труда и профессиональных рисков работников.
8 10
11 Формирование единого информационного пространства в сфере охраны труда
12 Обеспечение надзора и контроля в сфере управления профессиональными рисками В соответствии с требованиями Порядка объектами экспертизы являются: качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; правильность предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; борьбы с рисками в источнике; фактические условия труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.