История русской философской мысли
Русская философия в XI-XVIII вв. 1) XI век – митрополит Иларион В основе его философии – религия Главный труд – «Слово о законе и благодати»
2) XV век - Теория Филофея «Москва- Третий Рим» - Концепция политической и духовной преемственности России по отношению к Византии, возложение на Россию почетной миссии сохранения православной культуры «Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима подошла, а третей стоитъ, а четвертому не быти».
2) XVII век – обособление философии от богословия. Преподавание философии в академиях (братья Лихуды): Использовали труды: Аристотеля Аквинского Католицизма
3) XVIII век – одним из центров развития философской мысли стала «ученая дружина» Петра I: Феофан Прокопович ( ) Первый в России философ- деист Деизм – учение, согласно которому природа сотворена Богом, а затем развивается самостоятельно Сторонник развития науки
Василий Никитич Татищев ( ) Труд – «История Российская» Основа развития общества – разум человека В развитии общества выделил стадии по аналогии с жизнью человека
Начало истории человечества Младенческое состояние Появление письменности Юношество Принятие христианства Мужество Изобретательство, науки, распространение полезных книг Полная зрелость
Начинал как сатирик Интересовался проблемами нравственности Занимался переводами трудов таких философ как Платон, Аристотель, Декарт, Локк, Монтескье. Антиох Кантемир ( )
Русская философия XIX века Главный вопрос философов – место и роль России в мировом историческом процессе Западники Славянофилы Концепция В.С. Соловьева
Петр Яковлевич Чаадаев ( ) – положил начало философскому противостоянию западников и славянофилов Труд – «Философические письма»: Россия – отсталая страна, стоящая на обочине цивилизованного мира Запад – избранное Богом место для развития Симпатии католицизму
Западники Славянофилы Суть воззрений Представители Учебник, стр
Западники Славянофилы Суть воззрений Россия- европейская страна и должна развиваться по западному пути Идея самобытного развития России, ее особенности и отличия от Запада Представители Чаадаев, Герцен, Кавелин, Грановский Хомяков, Киреевский, Аксаковы
Владимир Сергеевич Соловьев ( ) Исторический процесс Мусульманский Восток Символ – один господин и масса рабов, четкая иерархия, порядок Запад Символ - Всеобщий эгоизм и анархия, отсутствие внутренней связи Славянский мир Символ – примиритель, смягчитель противоречий Запада и Востока
Философия XX века Главный вопрос – цивилизационная принадлежность России. 1) Евразийство – течение, основанное на идее интеграции России со странами Ц. Азии, а не Европы (Н. Трубецкой, П. Савицкий)
2) Николай Александрович Бердяев ( ) Критиковал евразийство Россия имеет промежуточное положение между Западом и Востоком Россия – это арена столкновения З и В Столкновение З и В проявляется в поляризации русской души, в культурном расколе общества, в политических колебаниях и т.д.
3) Советский период – господство марксистского формационного подхода: Российское общество, как и все другие, проходит в своем развитии определенные стадии Первобтынообщинная РабовладельческаяФеодальная КапиталистическаяКоммунистическая
4) Современный этап развития философской мысли е гг – критика формационного подхода, возвращение к цивилизационному подходу Россия – страна с преобладанием традиционных ценностей Россия – западная цивилизация догоняющего типа Стр. 44
Домашнее задание:§ 4 – читать Подготовиться к практикуму