Сигнальные метки. В зрительной гимнастике с сигнальными метками может использоваться лазерная указка для более чёткой концентрации взгляда на зрительной траектории пути от одного объекта до другого. Широкая амплитуда зрительных движений между метками, расположенными в верху стены и на потолке способствует тренировке дивергенции. Это используется в работе с детьми со сходящимся косоглазием.
Зрительно- координаторные тренажёры. Дети выполняют зрительные упражнения с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий размещённых на стене, потолке и используя индивидуальные офтальмотренажёры.
Упражнения снимают зрительное напряжение, психическую утомляемость, развивают зрительно- двигательную координацию.
Прослеживающие движения глаз и руки безотрывно.
Напольные тренажёры. Используются для зрительной гимнастики и развития зрительно- двигательной координации у детей с расходящимся косоглазием.
Упражнения на развитие бинокулярного зрения. Упражнения на развитие бинокулярного зрения проводятся с использованием заданий на попадание в цель (в корзину, кольцо, мишень, на стержень и т.п.).
Вертикальные высоко расположенные цели применяются на занятиях с детьми со сходящимся косоглазием. Диаметр кольца (мишени), дальность и высота его расположения определяется в зависимости от навыков ребёнка, остроты зрения, выраженности косоглазия.
Низко расположенные в горизонтальной плоскости цели предлагаются детям с расходящимся косоглазием (напольный кольцеброс, попади в обруч).
Игры «Поймай рыбку» также являются средством развития бинокулярного зрения и зрительно-двигательной координации.
Дети с расходящимся косоглазием играют с напольным вариантом.
Следующие настольные игры на попадание в цель, направлены также на развитие тонкой моторики и зрительно- двигательной координации. «Загони мышку в норку». Мышка из скорлупы от фисташки загоняется в картонную норку направленным щелчком большого и указательного пальца.
«Ватабол». Шарик из ваты (поролона) нужно загнать в ворота с помощью направленной на него струи воздуха из резиновой груши.
Заключение. Опыт работы показывает, что включение зрительной гимнастики в игровой форме во все виды общеразвивающих и коррекционных занятий эффективно влияет на коррекцию таких нарушений зрения, как амблиопия и косоглазие. Кроме того, с помощью зрительной гимнастики снижается зрительное и психо-эмоциональное напряжение, в результате чего увеличивается время активного внимания, повышается общая работоспособность, заинтересованность детей на занятии и в результате – более эффективное усвоение учебного материала.
Литература: Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии. М., «Медицина», Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Т.5 Основы дефектологии. М.: Педагогика,1983. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: Изд-во РГПУ, Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М, Полиграф-сервис,1997. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология). – М.: Классика Стиль, 2006.