Гиперактивный ребенок Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей 61 "Золотой ключик" Педагог-психолог: Радько Елена Александровна
«Активный» - от латинского «activus» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греческого «Hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. Гиперактивный ребенок
Диагноз «гиперактивность» имеет право поставить только врач. Некоторые педагоги и родители принимают повышенную подвижность ребенка за гиперактивность. Однако только излишняя (с точки зрения взрослых) двигательная активность не может послужить поводом для постановки такого диагноза слайд
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т.д. как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач- невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма.
Портрет гиперактивного ребенка Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе воспитателям: они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.
Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка Критерии оценки Гиперактивный ребенок Тревожный ребенок Контроль поведения Постоянно импульсивен Способен контролировать поведение Двигательная активность Постоянно активен Активен в определенных случаях Характер движений Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряженные движения
«Игорь просто издевается надо мной. Он настолько избалован, что совершенно не умеет вести себя в группе. Все ответы выкрикивает с места, перебивает, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи со стола, успевает болтать чуть ли не со всеми одновременно вокруг, кривляется, смешит и отвлекает детей. А когда я делаю замечания, он или притворяется, что не слышит меня, или обижается и хамит. Я испробовала все способы воздействия на него: ставила в угол, делала замечания в присутствии родителей, оставляла в группе во время прогулки. Мама и бабушка, которые воспитывают Игоря, не в состоянии изменить что-либо. Игорь с каждым днем дерзит все больше, а однажды даже пытался уйти из дома. Что делать?». Разберем пример
1. Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в первую половину дня, а не вечером. 2. Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать ее. 3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. 4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом. 5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. 6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым. 7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). 8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. 9. давать короткие, четкие и конкретные инструкции. 10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. 11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. 12. Предоставлять ребенку возможность выбора. 13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества! Правила работы с гипepактивными детьми
КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ? Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие их особенности, как дефицит внимания, импульсивность, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заостряя внимание на деталях), быстрая утомляемость, неспособность дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную деятельность, в том числе в игры, целесообразно поэтапно: начинать - с индивидуальной работы, затем привлекать к участию в деятельности в малых подгруппах и только после этого переходить к фронтальным видам работы, прежде всего к играм с четкими правилами, способствующим развитию внимания.
ИГРЫ Функция, на тренировку которой направлены игры Индивидуальные Групповые Внимание «Найди отличие», «Запрещенное движение» «Запрещенное движение», «Передай мяч», «Броуновское движение» Контроль двигательной активности «Разговор с руками» «Море волнуется» Контроль импульсивности «Говори!», «Съедобное - несъедобное» «Говори!», «Сиамские близнецы», «Слепой и поводырь»
Игры на тренировку двух и трех функции Тренируемые функции Игры Внимание и контроль импульсивности «Кричалки – шепталки - мочалки», «Гвалт» Внимание и контроль двигательной активности «Колпак мой треугольный», «Расставь посты», «Замри» Контроль импульсивности контроль и двигательной активности «Час «Тишина» и час «Можно»» Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности «Слушай команду», «Слушай хлопки», «Морские волны»
Спасибо за внимание!