Исполнитель – Барабанова М.К. студентка 3 курса, направление подготовки «Психология», профиль «Спортивный психолог» ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА» (ГЦОЛИФК)
Актуальность исследования Младший школьный возраст представляет собой сенситивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству. Развитие креативных способностей не является основной целью школьных программ и в них не отведено достаточного времени на обеспечение должного уровня развития творческого мышления, творческого воображения и применения методов творчества в процессе выполнения творческих заданий.
Основные понятия Креативность комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению; Беглость способность находить быстро множество решений поставленной задачи; Гибкость способность находить различные пути решения поставленной задачи; Оригинальность это способность видеть и сопоставлять необычные свойства, грани происходящего, создавать то, чего не было раньше, то, что еще не познавалось; Разработанность способность детально разработать и доработать ту или иную возникшую идею.
Гипотеза исследования Предполагается, что развитие креативности происходит неравномерно, определенные компоненты развиваются в данном возрасте более динамично.
Объект и предмет исследования Объект исследования – креативность, как психологическое понятие Предмет исследования - развитие структурных компонентов креативности
Цель и задачи Цель исследования - определить выраженность структурных компонентов креативности в младшем школьном возрасте Задачи исследования: 1. Определить уровень развития креативности учащихся в младшем школьном возрасте. Выделить наиболее выраженные структурные компоненты креативности у данной возрастной категории 2. Провести занятие по развитию креативности, с упором на наиболее выраженные структурные компоненты данной группы. 3. Провести повторную диагностику креативности. 4. Сопоставить результаты диагностирования до развивающего занятия и после.
Организация исследования I. Диагностический этап - Первичная диагностика уровня креативности младших школьников - Выявление наиболее ярко выраженных компонентов креативности II. Экспериментальный этап - Проведение занятия по развитию креативности, с опорой на наиболее динамичные ее компоненты, выявленные после 1 этапа исследования - Вторичная диагностика уровня креативности младших школьников III. Сопоставление результатов - Сопоставление показателей наиболее динамичных компонентов креативности после первичной и вторичной диагностики. IV. Выводы
I. Диагностический этап Беглост ь Гибкость Оригинальност ь Разработаннос ть Общее кол-во (Т- баллы) Итоговый показатель Таблица 1 Результаты фигурного тест креативности Торренса
II. Экспериментальная этап Цель: Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.) Задачи: Развитие структурных компонентов креативности, в частности беглости и гибкости мышления. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.
Этапы работы I. Этап – разогрев Упражнение «перекинь мяч» Упражнение «островки» II. Этап – основная деятельность Упражнение «Стоп-кадр» Упражнение «Применение предметов» Упражнение «Арка»
II. Экспериментальный этап. Вторичная диагностика. беглость гибкость ОригинальностьРазработанность Общий показатель креативности Таблица 2 Результаты теста «Каковы Ваши творческий способности?»
III. Сопоставление результатов Сум.ранг 1 диагностика Сум.ранг 2 диагностика N набл. Кол-во испытуемых N набл. Кол-во испытуемых 2-х стор точный p Беглость 1 58, , , Гибкост ь 1 55, , , Таблица 3 результаты сопоставления показателей компонентов креативности (беглости и гибкости)
Выводы Цель исследования – «определить выраженность структурных компонентов креативности в младшем школьном возрасте» – достигнута. Наиболее выраженными компонентами оказались беглость и гибкость мышления, что подтверждает нашу гипотезу – «Наиболее динамичными показателями креативности являются беглость и гибкость мышления» Анализ результатов опытно-экспериментального исследования показал, что показатели беглости и гибкости мышления значительно улучшились, практически в 2 раза. Это позволило нам сделать вывод о том, что система творческих заданий, применяемая на уроке с целью развития креативности, в большей степени ее структурных компонентов: беглость и гибкость мышления, младших школьников, достаточно эффективна. Так как сопоставлялись разные методики и выборка была небольшая, мы не исключаем погрешности результатов и выводы могут быть не совсем корректны.