Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» Об итогах апробации типовой модели системы качества образовательного учреждения. Об итогах апробации типовой модели системы качества образовательного учреждения. Степанов Сергей Анатольевич декан факультета экономики и менеджмента, зав. кафедрой менеджмента и систем качества СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 2 февраля 2007 г. г. Москва
Основные мировые тенденции в сфере гарантии качества сводятся к следующему: Разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования Европейских стран в рамках Болонского процесса. Создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ Европейских стран. Разработка и внедрение СК ОУ на базе различных моделей системы качества, включая модель международных стандартов ENQA, стандартов серии ISO 9000:2000, модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и другие национальные модели управления качеством в образовании. Перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки ОУ на основе тех или иных моделей. Это обеспечивает перенос ответственности за качество и оценку качества туда, где она должна быть – в ОУ, и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы.
О ОО Основные документы, разработанные в рамках выполнения государственного контракта 715 от Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов. – Санкт- Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», – 209 с. 2.Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества образовательных учреждений. – Санкт- Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», –132 с. 3.Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования. – Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», – 63 с. 4.Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности. – Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», – 84 с. 5.Методические рекомендации для независимых экспертов, осуществляющих оценку эффективности функционирования системы управления качеством образования в вузах и ссузах. – Санкт- Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», – 48 с. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
European Network for Quality Assurance in Higher Education Европейская Ассоциация гарантии качества в высшем образовании
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
Развитие модели TQM для сферы образования Стандарты и директивы к системам Гарантии качества в высшем образовании на территории Европы Государственные образовательные стандарты Показатели государственной аккредитации
Задачи проекта 1. Апробация типовой модели СК ОУ. порядка апробации типовой модели СК ОУ. 2. Разработка информационно-методических материалов по апробации типовой модели. Разработка порядка апробации типовой модели СК ОУ. 3. Организация межвузовского центра по сопровождению внедрения типовой модели СК ОУ. 4. Повышение квалификации персонала учреждений ВПО по внедрению типовой модели СК ОУ. 5. Разработка методики проведения оценки СК ОУ экспертами-аудиторами и обработки результатов для принятия решений по оценке наличия и эффективности СК ОУ при проведении аттестации и государственной аккредитации. 6. Разработка учебно-методических материалов по курсу повышения квалификации для подготовки экспертов-аудиторов СК ОУ и подготовка пилотной группы экспертов- аудиторов СК ОУ. 7. Анализ полученных результатов апробации и доработка типовой модели СК ОУ. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
Информационный ресурс
Список участников проекта, утвержденный Рособразованием и согласованный с Рособрнадзором 15 вузов и 1 ссуз РФ Первый консорциумВторой консорциумТретий консорциум Архангельский государственный технический университет Невский институт языка и культуры СПбГЭТУ «ЛЭТИ» – головной вуз по проекту и по региону Калининградский морской рыбопромышленный колледж Московский государственный технологический университет «Станкин» Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса «ЮРГУЭС» Белгородский государственный университет Брянский государственный технический университет Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова Московский институт стали и сплавов (технологический университет) – головной вуз по региону Рязанский государственный радиотехнический университет Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Иркутский государственный технический университет Сибирский государственный технологический университет Томский политехнический университет – головной вуз по региону Челябинский гуманитарный институт
1. Разработка информационно- методического сопровождения внедрения типовой модели СК ОУ 1.2. Разработка информационно- методических материалов по апробации типовой модели, включая методические материалы по разработке и внедрению типовой модели, а также требования по предоставлению отчетности участниками проекта. Проведение координационного совещания участников проекта г. Месяцы Разработка порядка апробации СК в ОУ, содержащего основные этапы апробации и форму представления материалов по результатам апробации. Отбор головных вузов по апробации типовой модели СК ОУ по Федеральным округам. Отбор вузов-участников проекта по Федеральным округам( 15 вузов и 1 ссуз). Утверждение состава в Рособразовании и Рособрнадзоре. 2. Апробация типовой модели системы качества ОУ 2.1. Проведение повышения квалификации персонала вузов-участников проекта в регионах на базе головных вузов по регионам (3 семинара, всего 92 чел.) 2.2. Проведение апробации типовой модели СК ОУ. Всего в апробации приняли участие более 100 вузов Разработка проекта методики проведения оценки СК ОУ экспертами-аудиторами. Разработка учебной программы и учебно- методического обеспечения курсов повышения квалификации экспертов-аудиторов СК ОУ Проведение семинара по подготовке пилотной группы экспертов- аудиторов СК ОУ на базе межвузовского центра (25 человек) Анализ полученных результатов апробации, доработка типовой модели СК ОУ и выпуск сборника. Проведение итогового совещания- семинара с участием представителей Рособразовани, Рособрнадзора и участников проекта по результатам апробации типовой модели СК ОУ Организация межвузовского Центра по сопровождению внедрения типовой модели
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» Межвузовский Центр по сопровождению внедрения типовой модели 2006 год Курс повышения квалификации «Управление качеством в образовании» Проведено 5 курсов повышения квалификации Подготовлено 139 представителей образовательных учреждений РФ Семинары по типовой модели СК ОУ Проведено 5 семинаров Подготовлено 132 представителя образовательных учреждений РФ
«Управление качеством в образовании» Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
Отчетные документы Итоговый отчет (8070 стр.): Отчеты и рекомендации участников проекта по результатам апробации типовой модели СК ОУ Методика проведения оценки СК ОУ экспертами-аудиторами при проведении аттестации и государственной аккредитации Учебная программа и учебно-методическое обеспечение курса повышения квалификации экспертов-аудиторов СК ОУ Доработанная типовая модель СК ОУ и технологии ее внедрения Сборник «Система управления качеством в образовательных учреждениях ВПО и методические рекомендации по ее внедрению» (1019 стр.)
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» Основные документы, разработанные в рамках выполнения государственного контракта 178 от Сборник «Система управления качеством в образовательных учреждениях ВПО и методические рекомендации по ее внедрению». 4 книги – Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», – 1019 с. 1.1 Руководство по качеству – Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», – 46 с. 1.2 Методические рекомендации по внедрению типовой модели СК ОУ – Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», – 409 с. 1.3 Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования» – Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», – 44 с. 1.4 Лучшие практики по созданию систем качества в образовательных учреждениях РФ – Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», – 520 с. 2. Методика проведения оценки СК ОУ экспертами-аудиторами при проведении аттестации и государственной аккредитации» – Санкт- Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», – 64 с.
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» Модель системы качества ОУ
Терминологический словарь
Руководство по качеству (1) Введение 1 Сведения об образовательном учреждении 2 Область распространения системы качества 3 Нормативные ссылки 4 Система качества ОУ 4.1 Структура СК ОУ 4.2 Документация системы качества ОУ 5 Деятельность руководства в системе качества 5.1 Ответственность руководства ОУ 5.2 Ориентация на заинтересованные стороны 5.3 Политика области качества 5.4 Планирование 5.5 Ответственность, полномочия и информирование 5.6 Анализ СК руководством ОУ 6 Менеджмент основных процессов СК ОУ 7 Менеджмент ресурсов и обеспечивающие процессы СК ОУ 8 Деятельность по измерению, анализу и улучшению 8.1 Мониторинг, измерение и анализ 8.2 Управление несоответствиями 8.3 Улучшения 9 Информирование общества
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» Руководство по качеству (2) Документ предназначен для формализованного представления СК ОУ и выполнен в форме руководства по качеству. Документ устанавливает типовые требования к СК ОУ и носит рекомендательный характер. Требования к СК ОУ, а также к составу и структуре документации СК, приведенные в настоящем документе могут быть дополнены, уточнены и изменены при реализации типовой модели СК в конкретном образовательном учреждении. В основу системы качества ОУ в основу положен процессный подход. Типовой реестр процессов и видов деятельности, осуществляемых в рамках системы качества ОУ, приведен в разделе 4.2 «Процессы и виды деятельности в системе качества ОУ». В структуре процессов системы качества выделен ряд процессов, которые образуют инвариантное ядро ТМ.
Реестр процессов и видов деятельности (1)
Реестр процессов и видов деятельности (2)
Лучшие практики деятельности ОУ (1) СОКРАЩЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ 1 Модель системы качества образовательного учреждения 2 Стратегия и политика в области качества 3 Обязательные документы системы качества ОУ 4 Основные процессы СК ОУ 5 Обеспечивающие процессы СК ОУ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ – Лучшие практики участников проекта по апробации типовой модели СК ОУ ПРИЛОЖЕНИЕ А – Политика в области качества ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Обязательные документы СК ОУ ПРИЛОЖЕНИЕ В – Документирование основных процессов системы качества ОУ ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Документирование обеспечивающих процессов системы качества ОУ
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» Лучшие практики деятельности ОУ (2) Документ подготовлен в результатам выполнения проекта в 16 ОУ Содержит 32 документа,отражающих различные аспекты функционирования СК ОУ Предназначен для использования в ОУ, ведущих работу по созданию и внедрению СК Объем – 520 стр.
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» Методика проведения оценки СК ОУ экспертами-аудиторами при проведении аттестации и государственной аккредитации ВВЕДЕНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2. Принципы оценки СК ОУ экспертами-аудиторами при проведении государственной аккредитации и аттестационной экспертизы ОУ. 3. Методика работы экспертов при оценке выполнения показателя при аккредитации ОУ 4. Методика работы экспертов при аттестации СК ОУ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Приложение 1. СТАНДАРТЫ И ДИРЕКТИВЫ ENQA ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЧЕК-ЛИСТЫ НА СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ И ДИРЕКТИВАМ ENQA. ПРИМЕРЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ЧЕК-ЛИСТОВ. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ЧЕК-ЛИСТЫ ЗРЕЛОСТИ ПРОЦЕССОВ ОУ. ПРИМЕРЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ЧЕК-ЛИСТОВ. Чек-лист зрелости процесса на уровне «Определенность» Чек-лист зрелости процесса на уровне «Воспроизводимость» Приложение 4. Отчет о результатах экспертизы о выполнении показателя при аккредитации ОУ Приложение 5. Отчет об аттестации ОУ Приложение 6. Развернутая характеристика уровней зрелости СК ОУ
CMMI - The Capability Maturity Model Integration – Модель зрелости процессов создания программного обеспечения/ Уровни зрелости процессов Начальный Повторяемый Определенный Управляемый Оптимизирующий
Неопределенность процесса (нулевой уровень) Неопределенность процесса (нулевой уровень) Эффективность процесса (IV уровень) Способность процесса (IIIуровень) Воспроизводимость процесса (II уровень) Определенность процесса (I уровень) Уровни зрелости процесса
Шкала зрелости процессов СК ОУ Неопределен ность процесса и его потребителей Определенно сть процесса и его потребителей Воспроизвод имость качества процесса Способность улучшать качество процесса Эффективнос ть качества процесса Шкала Стандартов и Директив ENQA ОУ неконкурентоспо собно ОУ в целом удовлетворяет Стандартам и Директивам ENQA, возможно выполнение показателя государственной аккредитации
Концепция оценки СК ОУ
Оценка наличия системы качества в образовательном учреждении при проведении аттестационной экспертизы При проведении аттестационной экспертизы необходимо определить уровень зрелости системы качества образовательного учреждения. При определении уровня зрелости учитывается: 1)Результаты самооценки образовательного учреждения по Модели совершенства деятельности в области менеджмента качества и наличие плана по улучшению деятельности ОУ. 2)Наличие СК ВУЗ, построенной в соответствии с рекомендациями по построению типовой модели. 3)Наличие сертифицированной независимым органом системы менеджмента качества вуза в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО Сертификация осуществляется на добровольной основе. 4)Наличие премий (лауреатов или дипломантов) по одному из конкурсов в области качества, например конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». В результате работы комиссии по аккредитации принимается решение: О выполнении аккредитационного показателя. Об аттестации системы качества ОУ и включении образовательного учреждения в реестр Рособрнадзора Образовательные учреждения РФ, имеющие аттестованные ситемы качества Если в процессе аккредитации был установлен высокий уровень внедрения и развития СК ОУ, то полномочным органом по аккредитации может быть принято решение об аттестации системы качества ОУ как лучшей в своем классе и рекомендации представления образовательному учреждению своего опыта «лучших практик» на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Решение итогового совещания (1) 1) Рекомендовать доработанную типовую модель системы качества образовательного учреждения (ОУ) к применению в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования РФ. 2) Рекомендовать в 2007 году продолжить работы по апробации и внедрению типовой модели системы качества в образовательных учреждениях РФ, расширив число участников проекта в рамках двух самостоятельных проектов: – проект по апробации типовой модели системы качества в вузах; – проект по апробации типовой модели системы качества в ссузах и учреждениях начального образования. 3) Провести в 2007 году апробацию методики оценки систем качества ОУ, разработанной в СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 4) Рекомендовать Министерству образования и науки РФ опубликовать на русском языке стандарты и директивы ENQA с приданием им официального статуса. 5) Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки разработать и опубликовать единые требования к системе качества ОУ, а также установить порядок аттестации систем качества ОУ. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
Решение итогового совещания (2) 6) Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки разработать методику проведения экспертизы показателя государственной аккредитации «Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования», требования к оценке систем качества ОУ, а также требования к экспертам-аудиторам систем качества 7) Рекомендовать изменить наименование показателя государственной аккредитации «Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования» на «Результативность системы качества образовательного учреждения». 8) Организовать под эгидой Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки постоянно действующую конференцию по вопросам внедрения типовой модели системы качества в образовательных учреждениях РФ. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
Благодарю за внимание! Степанов Сергей Анатольевич Степанов Сергей Анатольевич Тел/факс: Тел/факс: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»