Научные основы реферирования. Научно-исследовательская и научно- информационная деятельность Цель научно-исследовательской деятельности - получение новых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Advertisements

Дуйсехан Д Жарылгап А. Реферат-резюме – это краткое изложение информации на основе одного источника. Главное условие этого вида работы – отсутствие субъективных.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Конспект. Конспектирование Библиотечный урок для 9-10-х классов.
Тема: Компрессия текста Орындаған: Нұрбергенова Айгүл Био-15-1 Тексерген: Калабергенова.А.К.
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. И. Кант. И. Кант.
Вторичные тексты в учебной деятельности школьников.
ЧТО ТАКОЕ АБСТРАКТ??. Абстракт это краткая характеристика работы, содержащая перечень основных вопросов статьи. Абстракт выполняет следующие функции:
Работа учащейся 11 А класса Алексеевой Натальи. Виды переработки текста тезисыконспектаннотациярефератСоставление плана выписки Логическая схема в виде.
Тема : Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс Выполнила: Тыныс А.А. Группа: 102 фк Приняла: Нурмаханова Г.К.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
ПАМЯТКИ ПО ПРИЁМАМ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Из опыта работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по английскому языку ЧТЕНИЕ.
Транксрипт:

Научные основы реферирования

Научно-исследовательская и научно- информационная деятельность Цель научно-исследовательской деятельности - получение новых знаний об изучаемом предмете Цель научно-информационной деятельности - систематизация, анализ и синтез научных документов, не доходящие до получения нового знания

Научно-информационная деятельность (НИД) - это разновидность научного труда, которая заключается в сборе, аналитико- синтетической переработке, хранении и поиске закрепленных в документах научной информации, а также в предоставлении этой информации ученым-исследователям и специалистам в соответствующее время и в удобной для них форме

Аналитико-синтетической переработкой (АСП) документа называется его преобразование с целью извлечения необходимой информации, а также оценки, сопоставления, обобщения и представления полученной информации в виде, соответствующем запросу

Виды аналитико-синтетической переработки текста: конспектирование аннотирование реферирование

Конспект - краткое изложение текста, основанное на цитатах из прочитанного текста

Аннотация – краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, формы и других особенностей

Реферирование (от лат. referre – сообщать, докладывать) - краткое изложение основного содержания текста на основе компрессии информации, содержащейся в источнике, с отражением основных направлений, аргументов и результатов исследования

Виды рефератов: 1) По содержанию информации информативные (излагается основное содержание первичного документа, служит источником сведений о научных фактах) индикативные (указывает только на основные аспекты содержания первичного документа в зависимости от содержательных и формальных характеристик, от целевой и адресной направленности)

Виды рефератов: 2) По количеству первоисточников: монографические (одноисточниковые) сводные (содержат сведения из ряда первичных документов по одной теме)

Виды рефератов: 3) По структуре аспектный (составляется по один или нескольких смысловым аспектам первичного документа) фрагментный (составляется по одному или нескольким разделам, частям, главам первичного документа)

Виды рефератов: 4) по ориентированности на потребителя информации целевой (удовлетворяет конкретные информационные запросы) общий (отражает все основные сведения из первичных документа)

Виды рефератов: 5) по форме: текстовой бланочный (может быть анкетным) содержит ответы на заранее сформулированные вопросы табличный

Виды рефератов: 6) по объему: краткий реферат (примерно 850 печатных знаков. Если реферируется маленький документ, то может быть меньше, если большой, то больше). расширенный реферат (объем не лимитирован, может составлять %, или 1/8 объема первоисточника)

Принципы реферирования: адекватность информативность краткость достоверность

Приемы обработки информации при реферировании: конспектирование цитирование анализ обобщение сравнение выделение главной мысли обоснование доказательство моделирование классификация

Процедура составления реферата 1. Общее знакомство с реферируемым документом с целью оценки его темы, содержания, целевой направленности, читательского адреса, структуры, объема, что достигается путем чтения заглавия, авторского резюме, введения, оглавления, просмотра текста, иллюстраций, формул. В итоге складывается общее впечатление о первичном документе

Процедура составления реферата 2. Чтение документа, в ходе которого выделяются существенные, ключевые элементы содержания. Этапы: - поиск ключевых слов - составление смысловых рядов – словосочетаний или предложений, которые состоят из ключевых слов и некоторых вспомогательных слов - выявление доминанты. Доминанта – это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды

Процедура составления реферата 3. Явления, события, процессы и другие факты сравнивают с тем, что известно о них референту, на основе чего выявляют новое, полезное в содержании первоисточника. Для обозначения ценной информации в тексте могут быть использованы различные знаки. По ходу чтения делают необходимые заметки, выписки.

Процедура составления реферата 4. Происходит анализ выделенных сведений и окончательный отбор самых важных, достойных включения в реферат. Определяется круг смысловых аспектов, которые будут отражены в реферате

Процедура составления реферата 5. Выстраивается схема изложения. Составление перечня аспектов и выбор схемы построения реферата направлены на то, чтобы собрать воедино и логически стройно и взаимосвязано изложить сведения, которые извлечены из различных мест текста первоисточника.

Процедура составления реферата 6. Осуществляется написание, литературная обработка и оформление реферата. Ко времени написания содержание первичного документа должно быть проанализировано полностью и мысленно сформулирован синтезированный результат, требующий словесного оформления в реферат. Чтобы смысловые аспекты были представлены в реферате соответственно их информационной значимости, его не следует писать одновременно с началом чтения первоисточника.

Требования к языку и стилю реферата: Общие для научного стиля черты: ясность, точность, логичность и доказательность Наличие клише, особых лексико-синтаксических конструкций, речевых стереотипов (В предлагаемом вниманию читателей исследовании рассматривается... Тема, обсуждаемая в статье, относится к области... В заключительной части статьи рассматривается... и т. д.). Краткое, точное и объективное изложение материала Применение стандартной терминологии Использование аббревиатур (сокращений) Сложные предложения преобразуются в простые

Требования к языку и стилю реферата: Широко используются неопределенно-личные предложения Формулы в реферате приводятся в следующих случаях: - без формул невозможно построение реферата - формулы выражают итоги работы - формулы существенно облегчают понимание работы Допускается включать в реферат иллюстрации и таблицы, если они помогают раскрытию основного содержания работы Замена конкретных (числовых) данных общими фразами в реферате не допускается

Упражнения по реферированию Найдите в абзаце предложение, высказывание, которое может служить заголовком; Найдите и отметьте абзацы, содержащие конкретную информацию; Определите количество фактов, излагаемых в тексте; Обобщите 2-5 предложений (или абзац) в одно; Найдите в каждом абзаце главную, основную информацию и дополнительную, разъяснительную. Изложите основные положения текста в виде плана; Опустите все вводные предложения в абзаце, вводные слова в предложении и описательные (придаточные) предложения; Опустите второстепенные определения; Используйте объемные слова вместо описаний или придаточных предложений

Упражнения по реферированию Опустите примеры, кроме фактов (или данных), в которых заключена значимая информация; Опустите те факты, которые логично вытекают из вышесказанного; Опустите все повторы; Используйте лексическое, грамматическое перефразирование; Выделите ключевые слова и фрагменты в каждом отмеченном по степени информативности абзаце; Перегруппируйте ключевые фрагменты; Обобщите материал; Составьте логический план текста; Измените последовательность пунктов логического плана написания реферата.