Модель психолого- педагогического сопровождения работы с одаренными детьми
«Девяносто пять процентов детей, которых исключают из школы, являются потенциально одаренными…; просто они становятся неудобными для нашей системы образования». П. Торренс
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений).
Сферы личности, определяющие развитие детской одаренности Когнитивная сфера (интеллектуальное развитие, креативность, обучаемость, познавательный стиль). Мотивационная сфера (познавательная активность, мотивация учения, мотивация достижения успеха, мотивация социальной активности). Эмоционально-волевая сфера (тревожность, уровень субъективного контроля). Коммуникативная сфера (коммуникативная компетентность, социальный статус в группе). Аутопсихологическая компетентность (образ «Я», самооценка, уровень притязаний).
Специфика одаренности в детском возрасте Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.
Признаки детской одаренности (Д.Б.Богоявленская) Инструментальный критерий: специфические стратегии деятельности; индивидуальный стиль деятельности (склонность «все делать по-своему») и самодостаточная система саморегуляции; высокая структурированность знаний, умение видеть в сложном простое, а в простом – сложное; особый вид обучаемости.
Признаки детской одаренности (Д.Б.Богоявленская) Мотивационный критерий: повышенная избирательная чувствительность; чрезвычайная увлеченность каким-либо делом (и как следствие, поразительное упорство и трудолюбие); повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной и противоречивой информации; неприятие стандартных заданий и готовых ответов; высокая критичность и стремление к совершенству.
Негативные проявления адаптации одаренных детей в ОУ Неприязнь к школе. Протестные формы поведения. Перфекционизм (стремление к совершенству). Переживание неудовлетворенности. Конфликтность. Повышенная чувствительность и уязвимость. Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых. Внешние признаки гиперактивности (отвлекаемость, неустойчивое внимание).
Критерии профессиональной компетентности педагогов понимание психолого-педагогических проблем творчества и одаренности (в т.ч., эмпатия, толерантность); владение методами и приемами развития креативности обучающихся; высокий уровень развития собственного творческого потенциала; мотивационная готовность к работе с одаренными детьми.
Учитель должен быть (по Н.И. Ильичевой): увлечен своим делом; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллектуальным, нравственным и эрудированным; проводником передовых педагогических технологий; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни.
Идея «развития детской одаренности» строится на следующих положениях: на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности; на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей; на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития; на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества; принцип создания атмосферы здоровой конкуренции; принцип универсальной талантливости.
Модель организации психолого- педагогического сопровождения развития детской одаренности в ОУ Реализация программ формирования психологической готовности педагогов (родителей) к работе с одаренными детьми (информационный, диагностический, мотивационный, коррекционно- развивающий блоки) Реализация механизма психологического и психолого-педагогического мониторинга развития детской одаренности (педагоги, родители, педагог- психолог, ребенок) Реализация сквозных программ поддержки развития личности одаренных детей (валеологический, психосоциальный и когнитивный блоки)
Региональный сетевой инновационный проект «Межведомственная модель организации работы с одаренными детьми» Образовательные учреждения Учреждения управления культуры Учреждения социальной защиты МДОУ НОШ, ООШ, СОШ, лицеи, гимназии и т.д. Учреждения НПО и СПО Учреждения ДОД Библиотеки Центры народного творчества Областной художественный музей Областной КВЦ Специальные художественные и музыкальные школы и колледжи Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации Социально- реабилитационные центры для детей-инвалидов Учреждения социального обслуживания населения
Актуальные направления реализации проекта Разработка и апробация технологии социального взаимодействия как условия развития детской одаренности в ОУ (в т.ч., системы оценки ее эффективности) Разработка и апробация технологии психологического и педагогического мониторинга развития детской одаренности (потенциальной и актуальной одаренности) Разработка и апробация мониторинга психофизиологического благополучия и психологической комфортности одаренного ребенка в ОУ Разработка и апробация механизма диагностики и формирования психологической готовности педагогов к работе с актуально и потенциально одаренными детьми Разработка и апробация программ формирования профессиональных компетенций педагога, работающего с одаренными детьми Разработка и реализация индивидуальных траекторий образовательного маршрута (индивидуальных программ, планов), механизма оценки эффективности их реализации Создание и апробация системы психологического сопровождения реализации индивидуальных траекторий образовательного маршрута Разработка и апробация сквозных коррекционно-развивающих программ психолого- педагогической поддержки развития детской одаренности (психосоциального и когнитивного развития) Разработка и апробация механизма взаимодействия учреждений социальной сферы с семьей и родителями актуально и потенциально одаренных обучающихся
Спасибо за внимание!