Методы исследования Автор: Мишина Мария Тема: Организация межличностного диалога между студентами в процессе обучения профессиональному модулю в колледже
Методы, используемые в исследовании: Анализ и синтез Моделирование Опытно-экспериментальная работа Наблюдение Опрос Беседа Сравнение + Методика исследования коммуникативных установок личности
Анализ психолого-педагогической и методической литературы. Прямой или эмпирический анализ и синтез применялись на стадии ознакомления с объектом исследования. При этом были выделены отдельные части объекта, а после предмета и гипотезы. Для проникновения в сущность явления необходимо также использовать: Возвратный или элементарно-теоретический анализ и синтез (выявление причинно-следственных связей). Здесь операции анализа и синтеза базируются на теоретических положениях, в качестве которых могут выступают предположения о причинно-следственной связи межличностного взаимодействия. (Кузин Ф.А.) Назад к содержанию
Моделирование – это метод, который позволяет осуществлять перенос информации от реальной системы к модели и наоборот. Разработка технологической модели организации межличностного диалога между студентами в процессе обучения профессиональному модулю в колледже. Назад к содержанию
Опытно-экспериментальная работа - это метод внесения преднамеренных изменений в педагогический процесс, рассчитанный на получение образовательного эффекта, с последующей проверкой (Бухарова Г.Д.). В основу проведения опытно-экспериментальной работы положены принципы: - объективность; - адекватность исследовательских подходов и средств, позволяющих получать истинные знания в ходе исследования; - учет непрерывного изменения, развития исследуемых элементов; - принцип системности. Назад к содержанию
Наблюдение Ориентация на следующее понятие метода: Наблюдение - это метод познания психолого- педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии и фиксировании исследователем явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего (Борытко Н.М.).
Программа наблюдения Цель: выявление показателей результативности технологии организации межличностного диалога в процессе обучения. Предмет наблюдения - отдельные характеристики процесса: Когнитивный компонент познавательные элементы в процессе обучения Эмоциональный компонент эмоциональные особенности обучающихся в процессе выполнения определенных действий. Деятельностный компонент взаимодействия обучающихся между собой в процессе деятельности Поведенческий компонент поведение обучающихся в определенных ситуациях
Вид наблюдения: дискретное. По типу связи наблюдателя и наблюдаемого: включенное наблюдение. Позиция наблюдателя: «участник-наблюдатель». Характеристики: действует открыто, его научные цели известны группе (Крившенко Л.П.).
Выявляемые параметры: критерии сформированности коммуникативной компетентности студентов. Возможные варианты: Компонент Критерий Для когнитивного компонента информационно- коммуникативный критерий Для эмоционального компонента аффективно-коммуникативный критерий Для деятельностного компонента коммуникативное взаимодействие Для поведенческого компонента регулятивно-коммуникативный критерий
Способ регистрации наблюдаемого: карта наблюдения (после окончания самого процесса наблюдения). Учет возможных ошибок. Качественная интерпретация полученных результатов, математические методы обработки полученных данных. Назад к содержанию
Опрос метод целенаправленного получения вербальной информации путем очного или заочного общения исследователя с респондентами (Борытко Н.М.). Вид опроса: устный. Цель опроса: выявление субъективного мнения преподавателей по поводу организации межличностного диалога между студентами.
Предполагается получить ответы на следующие вопросы: «Расскажите о ситуациях, в которых студентам необходимо общаться посредством диалога?» «Студенты проявляли ранее способности к межличностному взаимодействию?» «Вы могли бы отметить качественные характеристики организации межличностного диалога между студентами на учебном занятии?» Назад к содержанию
Беседа прямое и относительно свободное общение с респондентом (Пирожков Г.П., Борытко Н.М.). Проводится с целью получения данных об индивидуально-личностных особенностях обучающихся, об их отношении к организации межличностного диалога, их оценке изменений во взаимодействии между собой. Проверить данные, полученные методом наблюдения. Научная ценность метода – в возможности получить полные данные и уточнить их, установить контакт с респондентом (официальный или дружеский), проверить сформированные умения, входящие в состав коммуникативной компетентности. Назад к содержанию
Определение общих показателей. Подтверждение достоверности полученной информации. ОПРОС БЕСЕДА СРАВНЕНИЕ сопоставление полученных данных Назад к содержанию
Методика исследования коммуникативных установок личности Авторы А. Н. Ивашов, Е. В. Заика. Цель: выявление доминирующей позиции в поведении и типа общения, выявление коммуникативных качеств, которые отражаются на взаимодействии человека с другими людьми, на стиле его деловых и личных взаимоотношений. Назад к содержанию
Список использованной литературы: 1. Богуславская, С.М. Диалог в трудах М.М. Бахтина // Вестник Оренбургского государственного университета. – (126). – С Болдонова, И.С. Межличностный диалог: устный и письменный дискурсы // Наука и образование. – – С Борытко Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Издательский центр «Академия», – 320 с.
4. Бухарова Г.Д. Опытно-поисковая, опытно- экспериментальная работа и педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях // Научные исследования в образовании. – – С Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», с. 6. Козелова Н.А. Критерии, показатели, уровни сформированности коммуникативной компетентности студентов агроинженерного вуза // Современная педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития. – 2010.