В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» Делу – время, потехе час.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме: Виктор Владимирович Голявкин "Никакой я горчицы не ел"
Advertisements

"Виктор Владимирович ГОЛЯВКИН". Проект подготовил Ученик 4 «Б» класса ГБОУ Школа 2121 г. Москвы Козин Кирилл.
ДРАГУНСКИЙ, Виктор Юзефович ( ) – советский писатель. Родился 30 ноября 1913 года в городе Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие.
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» Вастьянова Лариса Леонидовна - учитель начальных классов МБОУ «Мамонтовская средняя общеобразовательная школа»
Раздел: Семья Тема: «День рождения» * Учебник «Русский язык и литература» для 5 класса с нерусским языком обучения изд. «Атамұра» Жанпеис У., Есетовой.
Маршрутный лист летнего литературного семейного путешествия-минипроекта для второклассников «Музей литературных героев» СТАРТ (июнь) знакомимся со списком.
Дина Сабитова родилась в Казани. По образованию она филолог, когда-то представляла, что со временем превратится в седую и толстую профессоршу в очках.
Фазиль Абдулович Искандер (6 марта 1929, Сухуми, Абхазия, СССР ) советский и российский прозаик и поэт абхазского происхождения. Родился в семье бывшего.
Писатель знакомый с детства ( ). Биография Чарушин – художник Е.И. Чарушин – писатель и художник Жизнь и творчество писателя.
Обобщающий урок по разделу: «Делу время - потехе час»
Виктор Астафьев ( ) русский писатель, автор многочисленных повестей и рассказов о Великой Отечественной войне В центре внимания писателя - жизнь.
Виктор Владимирович Голявкин (Р.1929) Никакой я горчицы не ел.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Никитиной Полиной Александровной.
Тема «отцов» и «детей» в современной литературе Республики Коми Т.Ломбина, Е.Габова, Н.Куратова.
Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность»
В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». «Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости». В.П.
В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа « Фотография, на которой меня нет »
Вессели Ирина Сергеевна учитель русского языка и литературы МОУ "Школа 3" Осинники РФ.
К летию со дня рождения Н.Н.Носова. Родился Николай Николаевич Носов в Киеве 23 ноября 1908 года в семье актера, учился в Киевском художественном.
Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева « Бежин луг »
Транксрипт:

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» Делу – время, потехе час.

Цели урока: расширить знания детей о творчестве В.В. Голявкина; помочь понять смысл произведения; учить анализировать поступки героев; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь.

Речевая разминка Драчун Петя. Петя драться любит очень, С ним играть никто не хочет. На друзей не дуйся, брат, Сам ты в этом виноват! Драчунов и нытиков Пусть исправит Критика.

Проверка домашнего задания Выразительное чтение рассказа В.Ю.Драгунского «Что любит Мишка»

Виктор Владимирович Голявкин

Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 г. в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись. Среди друзей-подростков, начинавших вместе с ним, впоследствии известные художники Т. Салахов и Т. Нариманбеков. Поступил в художественное училище в Самарканде, переехал с ним в Ташкент. Когда училище закрыли, поступил в художественное училище в Сталинобаде, которое окончил с отличи­ем в 1953 г. После года учебы в ленинградской художествен­ной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств) поступил в этот институт и окончил его в 1960 г. с дипломом театрального художника. В Ленинграде стал одним из лидеров формировавшегося художественного авангарда. Среди близких ему живописцев Голявкин называл О. Целкова, М. Казанского и М. Аветисяна. Гогда же были написаны и первые рассказы для взрослых, экспериментальная форма которых сделала их предметом подражания молодых литераторов (под их непосредственным вли­янием написаны ранние рассказы А. Битова). Форма рассказов была столь непривычна, что они не смогли тогда увидеть свет (последние из неизданных произведений тех лет были опубликованы лишь в гг.).

Отдушиной для Голявкина стала детская литература. Свойственные его прозе этого периода черты как нельзя лучше подходили для детского повествования, хотя собственно повествования в его детских рассказах почти нет. Острый короткий диалог, где слова двоятся и троятся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа, увенчивается чаще всего парадоксальной острой концовкой. При этом произведения отнюдь не лишены необходимой для такого рода литературы назидательности. Появившийся в майском номере журнала «Костер» за 1958 г. рассказ «Как решался сложный вопрос» знаменовал рождение необычного прозаика: именно как детского писателя уже в 1961 г. Голявкина приняли в Союз писателей СССР. Особняком стоит книга путевых заметок «Города и дети» (1967 г.). Иное дело написанные о детях и для детей несколько повестей Голявкина. Тут и созданные на современном материале совесть «Ты приходи к нам, приходи» (о том, как складываются отношения обитателей пионерского лагеря и мальчика, который отдыхает рядом в деревне), и повесть «Этот мальчик» (о мальчишке, которого можно коротко охарактеризовать: «еще тот»); и произведения, рассказывающие о прошлом, вероятно, самая известная вещь Голявкина «Мой добрый папа» (1964 г.) о чудаковатом человеке, довоенном интеллигенте, чья жизнь не совсем сложилась (мечта сочинять музыку так и осталась мечтой, но он трудится, дирижирует оркестром) и чья смерть на войне высветила личность и жизнь этого человека особым образом: он не герой, ибо выполнять свой человеческий долг вовсе не героизм, а обязательное условие, «духовная необходимость» для такого рода людей.

Повесть «Полосы на окнах» (1971 г.) рассказывает о том же маленьком герое, чей отец ушел на фронт, о его житье в годы войны, о мальчишес­ких интересах, постепенно отходящих на второй план, герой взрослеет. Примерно о том же времени идет речь и в повести «Рисунки на асфальте» (1965 г.). Во всех трех повестях присутствуют автобиографические мотивы. Не строго автобиографичен и адресованный взрослым роман «Арфа и бокс» (1969 г.). Роман ожидала судьба первой книги головинских рассказов для взрослых: он был хорошо принят читателями и не замечен критикой. О взрослой прозе Голявкина писали па редкость мало. Для голявкинских рассказов характерна причудливая игра со словом, когда разнообразные манипуляции, вплоть до сме­щения ударений (как в рассказе «Каково»), придают словам необычную пластику, они как бы текут, и такое «перетекание» зачастую и составляет весь сюжет. Его проза графична, в связи с ней уместно вспомнить о графике СМ. Эйзенштейна, который рисовал замкнутым контуром, и выдвинутом им в связи с этим понятием «омнипотентность».

Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек и в члены Союза художников СССР в 1973 г. был принят по секции графики. Сам он считал себя в первую очередь живопис­цем. Голявкин русский «сезанист»: уроки импрессионистов восприняты и по-своему использованы мастерами «Бубнового валета», его излюбленные теплые и звучные тона (среди кра­сок преобладают кармин и охра) напоминают не столько о французских первоисточниках, сколько о южной школе жи­вописи, например о творчестве раннего М. Сарьяна. Картины Голявкина выставлялись на Международной выставке в Мос­кве (1957 г.), на I Всероссийской выставке книжной графики в Союзе художников в Ленинграде (1975 г.). В 1990 прошла пер­сональная выставка в ленинградском Доме писателя. Две жи­вописные работы раннего периода были приобретены Государственным русским музеем. Умер Голявкин в Петербурге 27 июля 2001 г.

Словарно-лексическая работа. ПАТЕНТ – документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.

Словарно-лексическая работа. Подберите синонимы к словам: помочь (содействовать, выручить, прийти на помощь, поддержать.) у гадать (прочитать, отгадать, догадаться, почувствовать, почуять (разг.), попасть в точку). Подберите антоним к слову: с кучно (весело, интересно, увлекательно). Объясните выражения: Гляди-ка, парень как рот раскрыл. Попусту не катайся.

Чтение рассказа учащимися. С. 29 – 34 Работа над содержанием. От чьего имени ведется рассказ? Почему автор использует такой прием? Почему герой попадает в нелепые ситуации? Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нем думают окружающие? Как к герою относится автор? Выразительное чтение по ролям.

Домашнее задание написать мини-сочинение о прогульщике. Итог урока В чем основная мысль рассказа? Что бы вы посоветовали герою рассказа? Почему автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел»? Что он хотел сказать своим читателям? Что вы узнали об авторе? Повторим стихотворение, которое выучили в начале урока. Драчун Петя. Петя драться любит очень, С ним играть никто не хочет. На друзей не дуйся, брат, Сам ты в этом виноват! Драчунов и нытиков Пусть исправит Критика.