Управление в условиях инновационного проекта «Служба примирения как инновационный метод профилактики правонарушений среди обучающихся» Васильев В.И., директор МОУ СОШ 15 им.Г.Е.Николаевой ТОМСК – 2011
Социальный паспорт школы Категории учебный год учебный год Всего обучающихся (дневное/вечернее отделение) /190 Количество обучающихся, находящихся в социально-опасном положении 168 Неблагополучные семьи 33 Многодетные семьи 1329 Малообеспеченные семьи Дети – инвалиды 53 Дети, находящиеся под опекой 55
Инновационная деятельность в ОУ целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно- воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения иной педагогической практики.
Стадии развития инноваций 1.Формирование идеи, целеполагание, разработка путей реализации. 2.Освоение на стадии апробации. 3.Распространение новой практики. 4.Рутинизация (устаревание) новшества.
Преимущества управления, основанного на идеях развития состоят: в возможности проявления профессионального творчества педагогов; в реализации свободного выбора путей освоения образовательного пространства; в проявлении «инициативы снизу»; в стимулировании саморазвития педагогов.
Необходимость инновационного проекта: 1.Недостаточно разработана методика проведения мероприятий по обучению педагогов и обучающихся восстановительной технологии; 2. Отсутствовало консультирование участников образовательного процесса по проблеме разрешения конфликтов; 3. Отсутствовала модель взаимодействия Служб с организациями и учреждениями микросоциума; 4. Недостаточное распространение имел практический опыт работы подобных служб в г.Томске; 5. Требовали разработки отдельные направления данной Службы, их методическое обеспечение, апробация интерактивных форм и методов работы.
Управление проектом Руководитель проекта (директор школы) Координатор проекта (заместитель директора по воспитательной работе) Участники проекта (обучающиеся, педагоги, родители, социальные партнеры)
Критерии инновационной деятельности актуальность; новизна; образовательная и воспитательная значимость; общественная значимость; полезность; реализуемость.
Мотивация педагогических кадров к инновационной деятельности желание сделать процесс обучения и воспитания более интересным, действенным, привлекательным; повышение статуса в коллективе, достижение большего признания, большая конкурентоспособность специалиста; профессиональное самоутверждение и самореализация учителя.
Готовность педагога к инновационной деятельности: Личностные качества педагога (большая работоспособность, готовность к творчеству); Специальные качества педагога (знание новых технологий; овладение новыми методами обучения и воспитания; умение разрабатывать проекты; умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Управление (сопровождение) инновационным процессом Целеустремлённая деятельность, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития образовательного учреждения.
Составляющие управления инновационной деятельностью Учёт и систематизация инновационной деятельности. Разработка проектов, программ, положений по реализации инновационных процессов. Разработка системы контроля за ходом и результатами экспертизы и внедрения педагогических инноваций. Организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности. Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности. Проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций.
Учёт и систематизация инновационной деятельности Экспертная оценка уже имеющегося опыта педагогов; Определение возможностей участия педагогов в инновационном проекте.
Разработка программ, положений, методических рекомендаций по реализации инновационных проектов Разработка нормативных документов для создания структур, которых ранее не было в школе. Разработка методических документов, обеспечивающих инновационную, опытно- экспериментальную деятельность.
Разработка системы контроля за ходом и результатами внедрения педагогических инноваций Внутренняя экспертиза составленных программ. Посещение занятий, тренингов с целью наблюдения за реализацией задач, указанных в инновационных программах. Контроль за прохождением учебных инновационных программ. Подведение итогов контроля на совещании, педагогическом совете и др. Контроль за результатами инновационной деятельности, которые должны представляться педагогами координатору проекта по итогам намеченных этапов или полугодия.
Организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности. Педагогические советы; Тренинги; Семинары; Программы обучения; Повешение квалификации.
Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности Стимулирование учителей к обобщению своего опыта, к участию в городских, региональных конференциях по вопросам воспитания. Участие в городских и региональных конкурсах.
Перечень необходимой документации по инновационной деятельности: Положение об инновационной деятельности. Приказ об организации инновационной деятельности на учебный год. Модифицированные или авторские программы. Аналитические справки, подтверждающие контролирующие функции заместителя директора по ВР. Отчеты членов проблемно-творческой группы по инновационной деятельности.
Условия результативности инновационной деятельности: знание руководителями школы профессиональных запросов, потребностей учителя, уровня профессионализма, мотивации, затруднений каждого учителя; создание системы работы с учителем; стимулирование профессионального роста учителя, поддержка его личностных стремлений движения к новому; включенность учителей в решение проблемы школы.
МИП «Служба примирения как инновационный метод профилактики правонарушений среди обучающихся» - это… Предоставление возможностей педагогам и обучающимся активно участвовать в системе самоуправления школы посредством Службы примирения; Формирование законопослушного поведения обучающихся – граждан России; Предотвращение ситуаций суицидального характера среди обучающихся; Проявление самостоятельности, творчества, социальной практики обучающимися.