РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
Знание (по Б.Д. Эльконину) 1. Знание – это не сведения. 2. Знание – средство преобразования ситуации. 3. Если знание мысленно преобразует ситуацию – это знание назовем «понятие» 4. Если знание помогает на практике преобразовать ситуацию – это знание назовем «умение» 5. «Понятие» также могут стать средствами преобразования ситуации
Античная метафора: восковая табличка с надписями Более поздняя метафора: Сосуд, наполняющийся впечатлениями. Или текстами об этих впечатлениях В культуре имеются четыре метафоры понятия «знания»
Метафора Сократа: Метафора родовспоможения. Знание у человека есть, нужен помощник, который может помочь «родить» это знание
Евангельская метафора выращивания зерна. Знание возникает как результат познающего воображения. Знание, как событие, осуществляющееся в мышлении ученика
Предметная деятельность это любая деятельность с предметом: строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую, УЧУСЬ…).
В любой деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть МЕТАПРЕДМЕТНАЯ составляющая то, что делает ее содержательной, то есть ПРЕДМЕТНАЯ составляющая
МЕТАПРЕДМЕТНАЯ составляющая деятельности «УЧУСЬ» стратегическая (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ и др.); исследовательская (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод и др.);
проектировочная (замысел, реализация, рефлексия и др.) ; моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем и др.).
конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект и др.); прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения и выстраивание вариантов сценария разворачивания событий и др.).
Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Самостоятельные учебные предметы в учебном плане - МЕТАПРЕДМЕТЫ, цели которых для учащихся открыты и доступны. МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ в содержании предметного учебного курса – открытие для учащихся смысла форм, видов и приемов разнообразной учебной деятельности, целенаправленное обучение таким способам деятельности. Осознанный выбор содержания, видов и форм ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в соответствии с требованиями ФГОС к образовательным МЕТАПРЕДМЕТНЫМ результатам. Принцип метапредметности можно реализовать в разных форматах:
Самостоятельные учебные предметы в учебном плане - МЕТАПРЕДМЕТЫ, цели которых для учащихся открыты и доступны. КУРСЫ, в целеполагании которых акцентируются способы деятельности = УЧИМСЯ МЫСЛИТЬ, ПРОЕКТИРОВАТЬ и др. КУРСЫ, в целеполагании которых акцентируются метапонятия – ЗНАК, ПРОБЛЕМА и т.д. КУРСЫ, в первую очередь реализующие личностные образовательные результаты - МИР ЧЕЛОВЕКА, САМ СЕБЕ УЧИТЕЛЬ
Метапредметный компонент в содержании предметного учебного курса НУЛЕВОЙ МОДУЛЬ Диагностические работы в формате ФГОС по каждой теме Картотеки развивающих заданий в формате ФГОС к каждой предметной теме Проектная деятельность в рамках урочной деятельности
Осознанный выбор содержания, видов и форм ВНЕУРОЧНОЙ предметной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в соответствии с требованиями ФГОС к образовательным МЕТАПРЕДМЕТНЫМ результатам
Учебная информация воспринимаем передаем преобразуем сворачиваем разворачиваем Универсальные учебные действия (УУД) ? ? ? ? Организуем, контролируем, оцениваем и т.д. Организуем, контролируем, оцениваем и т.д.
Индивидуальный способ (один человек) Парный способ (двое ) Групповой способ (обучается от 3-х до 7- ми человек) Академический способ (одна академическая группа чел) Поточный метод (несколько академических групп - до 150 чел) Массовый способ (более 150 чел., значительное количество людей ) 1. По количеству обучающихся процесс обучения
2. По методам обучения/учения Объяснительно- иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Проектный
3. По направленности информационных потоков Я обучаюсь сам Меня кто-то обучает Я обучаю кого-то Чередование двух предыдущих направлений (взаимообучение)
4. По этапам учения Организационный, актуализация Изучение нового материала Повторение Закрепление КонтрольКоррекция и обобщение
По количеству обучающихся - 4 По методам обучения/учения - 5 По этапам учения - 6 По направленности информационных потоков вариантов
ВозможноВ реальности По количеству обучающихся 4 По методам обучения/учения 5 По направленности информационных потоков 4 По этапам учения 6