МБДОУ «Детский сад 14 «Солнышко»
Программа МБДОУ «Детский сад 14 «Солнышко» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы. Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников детского сада. Общее количество групп – 11, из них –2 группы раннего возраста; 9 групп дошкольного возраста. Всего 228 ребенка. Режим работы детского сада представляет годовой цикл: с сентября по май – воспитательно-образовательная работа, с июня по август – летне- оздоровительная работа. Пятидневная рабочая неделя с 10,5 часовым пребыванием детей. Выходные дни - суббота, воскресенье, праздничные дни. Воспитание и обучение в детском саду на русском языке.
Цель реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Задачи реализации образовательной программы - забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; - создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; - максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; - творческая организация воспитательно-образовательного процесса; вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; - уважительное отношение к результатам детского творчества; - единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; - соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Модели организации образовательной деятельности Решение программных образовательных задач предусматривается в двух основных моделях организации образовательного процесса: специально организованной деятельности взрослого и детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная) самостоятельной деятельности дошкольников. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде - непрерывной организованной деятельности (несопряженной с одновременным выполнением педагогом функций по присмотру и уходу за детьми), так и виде - образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом воспитанников, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.)
Комплексная программа «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой Парциальные программы «Воспитание ребенка-дошкольника» О.В.Драгунова «Двенадцать месяцев» Ю.А.Лебедев, Л.В.Филиппова «Юный эколог» С.Н.Николаева «Безопасность» Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина «Обучение детей с ФФН» Т.Б.Филичеева, Г.Б.Чиркина «Социокультурные истоки» И.А. Кузьмин
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: единый подход к процессу воспитания ребёнка; открытость дошкольного учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье; равно ответственность родителей и педагогов. На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей: с семьями воспитанников; с будущими родителями.
Система взаимодействия с родителями включает: ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ; ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; участие в составлении планов: спортивных и культурно- массовых мероприятий, работы родительского комитета; целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах; обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.