Игрушкина Татьяна, специальный педагог, руководитель отдела по работе с семьями СПб ИРАВ Современные подходы к построению программ раннего вмешательства НОУ ДПО «Санкт- Петербургский институт раннего вмешательства» Ассоциация раннего вмешательства
Раннее вмешательство Цель Развитие способностей и компетентности семьи, чтобы : улучшить развитие ребенка минимизировать потенциальную задержку в развитии уменьшить стоимость его образования
Принципы Раннее начало вмешательства: -возможность использовать сенситивные периоды развития ребенка -обеспечить профилактику вторичных нарушений в развитии ребенка Доступность помощи: -Информационная -Финансовая -Территориально-транспортная
Ориентация на ребенка + ориентация на семью Семейно-центрированный подход
Принцип индивидуализации Каждая семья, пользующаяся услугами службы, имеет индивидуальную программу помощи, построенную с учетом ее потребностей. Индивидуальная программа со временем может и должна изменяться по интенсивности, частоте, продолжительности, месту проведения, целям и ведущему специалисту.
Функциональная направленность целей вмешательства Индивидуальная программа направлена на развитие и улучшение функциональных способностей ребенка и развитие его личности. Области развития ребенка определены в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья»: Получение и применение опыта Коммуникация Мобильность Игра, как основная жизненная сфера Межличностное взаимодействие Забота о себе и помощь в повседневных делах Участие в жизни семьи и общества Цели программы выбираются на основе ожидаемых результатов, а не на диагнозе или нарушениях.
Функциональная направленность Не отдельное умение, а активность ребенка
В естественной для ребенка среде
Принцип Естественная среда Вмешательство проводится в естественной среде. Развитие ребенка должно проводиться в естественной среде, которая обеспечивает ежедневный опыт и успешную коммуникацию с близкими людьми. Обучение в естественной среде максимально гарантирует приобретение ребенком функциональных навыков и обеспечивает генерализацию вновь приобретенных навыков в ежедневный контекст. Семья является наиболее оптимальной (полноценной) средой для ребенка. Без постоянных близких отношений, которые могут быть обеспечены только в семье, полноценное развитие ребенка невозможно. Место - там, где обычно бывает ребенок (дом, детский сад, игровая площадка, магазин) Ежедневные ситуации – ситуации, которые происходят каждый день, возможно несколько раз в день Обучающие возможности – ребенок может активно участвовать и приобретать новые навыки Семья – люди, которые живут с ребенком и каждый день ухаживают за ним
10 Принцип междисциплинарности, как возможность: -Изучить взаимообусловленность различных факторов, влияющих на активность ребенка -Осуществить комплексную оценку развития у ребенка способностей -Максимально использовать ресурсы при реализации программы помощи В службе ранней помощи работает междисциплинарная команда специалистов (в соответствии с МКФ - педагог, логопед, психолог, врач, специалист по адаптивной физической культуре). Команда специалистов следует единым принципам оценки развития ребенка. Для достижения лучших результатов развития ребенка члены команды взаимодействуют между собой в процессе планирования и реализации программы ранней помощи.
Научно обоснованные практики Для обследования, построения и реализации программ помощи используются научно- обоснованные методы, инструменты и практики, показавших свою эффективность и безопасность
Современные подходы Ориентированный на ребенка + семейно-ориентированный Индивидуальный подход, гибкий и отвечающий на изменяющиеся потребности ребенка и семьи Функциональная направленность Поддержка развития ребенка с опорой на его умения и его собственное участие в естественной среде На основе командного междисциплинарного подхода Научная обоснованность вмешательства
Раннее вмешательство: Ориентировано на участие и активность семьи Обучение ребенка строится в контексте повседневной жизни семьи Строится на умениях и интересах семьи и ребенка Стремится к активному вовлечению ребенка На основе развития отношений _____________________________ Услышать Поддержать Помочь быть активным Отметить достижения