ЗУВР Аблаева Л.Ш.
Цель: определение степени адаптации первоклассников и пятиклассников к школьному обучению. Задачи: -выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период; -определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-х классов. -выявить основные проблемы, появившиеся у пятиклассников при переходе в среднее звено.
Участники педсовета: администрация школы, классные руководители 1-х классов, классный руководитель 5 класса, учителя-предметники, работающие в 5-х классах, школьный психолог, социальный педагог.
Адаптированность – осознанная способность активно взаимодействовать с новой внешней средой Адаптация – приспособление.
Повестка: Организация учебного процесса в 1-х классах. Зам.директора по УВР. Характеристика 1-х классов. Классные руководители. Характеристика 5-го класса. Классный руководитель. Психологическая диагностика первоклассников и пятиклассников. Школьный психолог. Выступление социального педагога. Здоровье первоклассников и пятиклассников. Школьная медсестра. Решение педсовета.
Организация учебного процесса в 1-х классах. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по- настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год. Сегодня необходимо подвести первые итоги адаптации наших первоклассников. К концу педагогического консилиума мы должны ответить на вопрос: Успешно ли прошёл первый этап адаптации учащихся 1-х классов и 5-х классов.
КлассФ.И.О. классного руководителя Количество учащихся Используемый УМК мальчики девочки 1 а Караул Наталья Николаевна 7 7 Школы России 1 б Тихонова Татьяна Петровна 10 6Школы России Общие сведения о 1-х классах Класс Количество учащихся, посещавших детский сад Количество учащихся, не посещавших детский сад Количество учащихся, посещавших подготовительные предшкольные курсы Количество учащихся, не посещавших подготовительные предшкольные курсы 1-а б Итого
Первоклассники обучаются в первую смену с 8-30, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 20 часов. Согласно требованиям Сан ПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В первой половине сентября проводится по 3 урока по 35 минут каждый, во второй половине сентября проводится по 3 урока ежедневно по 35 минут каждый, а в остальное учебное время организовываются прогулки, экскурсии, физкультурно-оздоровительные занятия. С октября в первых классах проводится по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый. На каждом уроке в первых классах проводится по две физкультминутки. Кроме физкультминуток учителя проводят гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. После 3-4 уроков организуется динамическая пауза.
Также в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников. Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте), согласно расписанию проводятся первыми и вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, трудовому обучению по счёту проводятся последними.
Обучение первоклассников проходит без оценивания знаний. Учителя первых классов используют словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления и др.).
Для первоклассников после уроков организована внеурочная деятельность. Во всех кабинетах, в которых занимаются 1-е классы санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств (мыло, бумажные салфетки, полотенца). Из наблюдений за первоклассниками, бесед с учителями и анализа посещённых уроков в первых классах можно сделать некоторые выводы о поведении учеников:
-ученики 1-х классов не только знакомы с правилами поведения в школе, но и умеют их соблюдать; -первоклассники знают и соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя; -знают правила обращения к учителю, к своим одноклассникам, правила поведения на уроке; -хорошо ориентируются в здании школы: знают, где находится спортивный зал, актовый зал, столовая, медицинский кабинет и др.
Что затрудняет адаптацию пятиклассников ? Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов; На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами; В 5 классе многие дети ощущают одиночество, так как первой учительницы рядом нет; Смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней.
Спасибо за внимание!