Формирование связной (диалогической и монологической) речи у обучающихся с недоразвитием интеллекта
По книге Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах»
Связность речи это связность мыслей.
Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения родному языку:
1) словарную работу; 2) формирование грамматического строя речи; 3) воспитание звуковой культуры речи.
Основные виды речи диалогическая и монологическая.
Диалогическая речь – беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них.
Монологическая речь – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.
Умение ребенка связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.
Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.
В процессе работы по формированию диалогической речи умственно отсталый школьник должен научиться слушать и понимать вопросы, сам задавать вопросы, правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.
Приемами развития диалогической речи являются беседа и театрализация (имитация и пересказ).
Проведение беседы включает три этапа: 1) вступление; 2) развитие темы; 3) концовка.
Во вступлении педагог привлекает внимание детей к теме беседы. В процессе проведения беседы педагог должен кратко и четко ставить вопросы, требовать точного по смыслу и правильного по форме полного ответа.
Необходимо научить умственно отсталых детей задавать вопросы.
Использование приемов театрализации способствует совершенствованию эмоциональности речи, развивает интонационную выразительность, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность умственно отсталого ребенка в целом.
Разговор с котом -Почему ты черен, кот? -Лазил ночью в дымоход. -Почему сейчас ты бел? -Из горшка сметану ел. -Почему ты серым стал? -Меня пес в пыли валял. -Так какого же ты цвета? -Я и сам не знаю это.
Где мои вещи? Витя проснулся и поглядел на часы: пора в школу! Хочет Витя одеться. Не может он найти ни носков, ни ботинок, ни рубашки. Рассердился Витя.Где моя рубашка?Я под стулом. Ты вчера меня туда сунул, отвечает рубашка.А где мои носки?Мы здесь! На книжной полке. Ты нас сюда вчера бросил! закричали носки.А где мои ботинки?Я здесь. Под шкафом, сказал правый ботинок. А левый ботинок молчал: он был за дверью. Наконец Витя оделся. Посмотрел на часы и видит: он давно опоздал в школу.
Обязательным моментом в работе является беседа по содержанию текста.
Работа по развитию связной монологической речи проводится в двух направлениях:
1) развитие смыслового программирования текста;
2) овладение языковыми средствами оформления связного текста.
Ключевым моментом развития связной речи является работа над смысловой, семантической стороной связного текста.
У детей с недоразвитием интеллекта нарушен как план содержания, так и план выражения связного текста.
Особенно грубыми и стойкими у детей с недоразвитием интеллекта являются нарушения плана внутренней (смысловой) программы связного высказывания.
В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:
развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;
формирование умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности;
развитие способности удерживать смысловую программу в памяти.
В процессе работы над языковым оформлением текста ставятся следующие задачи:
развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;
формирование умения располагать предложения в определенной последовательности;
развитие умения связывать предложения в тексте.
С целью формирования навыков смыслового программирования текста рекомендуются следующие виды работ:
1. Сравнение двух сходных сюжетных картинок, на одной из которых отсутствует ряд предметов.
2. Работа с сюжетной и предметными картинками. Рекомендуются следующие задания:
а)подобрать к сюжетной картинке соответствующие предметные изображения;
б)найти лишние предметные картинки, которые не соответствуют данной сюжетной картинке;
в)на основе анализа сюжетной картинки определить, изображения каких предметов отсутствуют в серии предметных картинок;
г) к каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать соответствующую пару из предметных картинок, опираясь на которые в дальнейшем, дети придумывают предложения.
3. Работа с серией сюжетных картинок. Рекомендуются следующие виды заданий:
а)восстановить последовательность картинок по памяти;
б)отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему;
в)определить место "выпавшей" картинки среди других;
г)расположить сюжетные картинки в определенной последовательности;
д)найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;
е)определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа логопедом;
ж)найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок;
з)"распутать" два события.
4. Работа с текстом. Используются следующие задания:
а)сравнить текст и совокупность изолированных предложений;
б)сравнить два текста: правильный и искаженный, правильный и с пропущенными смысловыми звеньями.
в)добавить одно два предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок);
г)вставить пропущенные предложения в текст (с использованием сюжетных картинок);
д)придумать небольшой рассказ с опорой на предметные картинки, слова;
е)работа с деформированным текстом.
С целью овладения языковыми средствами наряду с вышеописанными используются и следующие специальные задания:
а)назвать, какими словами обозначается предмет высказывания;
б)заменить в тексте слово, обозначающее главное действующее лицо события, другими словами (синонимами или местоимением);
в)определить, какие слова в тексте помогают связывать предложения друг с другом;
г)закончить предложение, которое начинается со связующего слова (а, поэтому, вот как, потом, наконец и др.);
д)добавить слова, соединяющие два соседних предложения текста.
В процессе работы над связной речью необходимо учитывать и характер текста, его семантическую структуру.
В зависимости от характера текста различают тексты- повествования, тексты-описания и тексты-рассуждения.
Смысловое содержание текста не представляет собой простую сумму входящих в него предложений. В тексте имеет место определенное движение мысли.
По А.К. Марковой, оно осуществляется двумя путями: 1) через предикат, 2) через субъект.
В первом случае предикат первого предложения становится субъектом второго предложения и т.д., что является условием превращения совокупности предложений в единое целое, связный текст.
Такая семантическая структура текста называется цепной.
Во втором случае каждое из предложений текста характеризует один и тот же субъект.
Такая структура текста носит название параллельной.
В более сложных по структуре текстах имеет место и та и другая связь предложений (и цепная, и параллельная).
В связи с различной семантической структурой текстов в процессе работы необходимо отдельно отрабатывать внутреннее (смысловое) программирование и языковое оформление текста- повествования и текста- описания.
Развитие связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетных картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный рассказ.
Благодарю за внимание!