Методика написания выпускного сочинения по литературе Автор: Елена Александровна Якуничева учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 города Ярцево Смоленской области
Что такое сочинение на литературную тему? Это рассуждение, размышление ученика по поводу того, как изображен тот или иной литературный персонаж; почему литературный герой поступает так или иначе и как это его характеризует; какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя; какие общественно значимые проблемы поднимает в своем произведении писатель и почему они не утратили актуальности в наши дни. Выпускник должен не пересказывать прочитанное, а рассуждать о нем. Сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определенного тезиса, четко сформулированного во вступлении
Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы? Дано – это тема сочинения. Требуется доказать – это вступление к сочинению; в нем ученик, произведя понятийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе. Доказательство – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении: анализ конкретных литературных фактов; цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения. Подведение итогов (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочинения: итоговый вывод из написанного
Композиция сочинения Слово сочинение происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок». Написать сочинение – это не просто продемонстрировать свои знания, связанные с литературным произведением, а изложить их в строго определенном порядке. Вступление – обозначается тезис, который необходимо будет доказывать во второй части. Основная часть – приводится система доказательств. Каждый абзац основной части включает в себя некоторое утверждение, его аргументацию и ссылку на текст. Заключение – подведение итогов сказанному. Сочинение имеет КОЛЬЦЕВУЮ композицию: вступление и заключение перекликаются друг с другом и в той или иной степени формулируют тезис работы.
Понятийный анализ темы и формулировка тезиса Анализировать тему сочинения можно двумя способами 1. Выделить ключевые слова в формулировке темы сочинения (обычно их не более 1-3; раскрытию выделенных понятий и будет посвящено сочинение) Практический совет: ключевые слова, входящие в формулировку темы сочинения или однокоренные с ними, следует почаще повторять в тексте своей работы, чтобы постоянно придерживаться темы
Понятийный анализ темы и формулировка тезиса 2. Переформулировать тему сочинения в ряд вопросов и доказательно ответить на них в основной части сочинения. Пример «Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова» Вопросы: 1. В каких стихотворениях поэта звучит эта тема? 2. Чем объясняется столь частое обращение поэта к этой теме в своем творчестве? 3. Каким обычно изображен герой в произведениях романтизма? 4. Почему лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова гордится своим одиночеством?
Понятийный анализ темы и формулировка тезиса Разбивка темы сочинения на вопросы или выделение в ее формулировке ключевых слов помогает обозначить основную мысль сочинения, которая излагается во введении в виде тезиса – четко и ясно. Записать тезис нужно в 2-3 предложениях. В формулировке главной мысли должно быть сказано: что автор сочинения собирается доказывать в своей работе? на каком материале автор сочинения будет выстраивать доказательную базу? как сочинение поможет понять замысел автора литературного произведения?
Варианты вступления 1. Историческое (краткая характеристика эпохи) 2. Аналитическое (размышление по поводу центрального понятия, входящего в формулировку темы сочинения; раздумья над тем или иным словом) 3. Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отношение к произведению или к поднятой в нем проблеме; характеристика ближайшего окружения писателя; рассказ об истории создания литературного произведения; рассмотрение эволюции взглядов художника) 4. Сравнительное (упоминание о предшествующей литературной традиции, размышление о новаторстве автора, о том, что нового писатель внес в развитие литературы)
Требования к написанию основной части Основная часть сочинения представляет собой ответы на те вопросы, в которые была переформулирована тема. Каждая новая мысль начинается с новой красной строки. Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст. В основной части сочинения следует избегать: пересказа литературного произведения; изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Основная часть немыслима без цитат, но их не должно быть слишком много и они не должны быть слишком длинными. Назначение цитаты – подтвердить сказанное вами, но не повторить его.
Заключение Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и достаточно подробно. Помните о том, что афоризмы – это граненые алмазы мудрости. Делая итоговый вывод в своем сочинении, не забывайте использовать высказывания известных людей. Они придадут сделанному вами выводу более весомый характер
Список использованных источников Виды сочинений по литературе класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / О.И. Щербакова. – М. «Просвещение», 2014 От допуска к экзамену до поступления в ВУЗ. Сочинение по литературе – ЕГЭ по русскому языку: {учебное пособие} / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2014 Сочинение? Легко! класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / {С.И. Красовская, М.И. Шутон, Е.А. Плевак и др.} – М: «Просвещение», 2014