Управление образования администрации Ракитянского района Муниципальный этап конкурса «Учитель года 2015» Быценко Н.А., учитель начальных классов МОУ «Дмитриевская СОШ»
Формула из 3 «Т»: Труд, Творчество, Талант. «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л. Н. Толстой
«Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности». А.А.Гин
« Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей младших школьников» Задача школы, выдвинутая государством сегодня : «современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько искать средства и способы решения учебных проблем». Требования ФГОС предусматривают способность обучающихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности Программа развития ОУ «Создание условий для личностного роста участников образовательного процесса»
Рефлексия Составление паспорта технологии ТРИЗ Название технологии Технология Автор Родина Приёмы Что даёт ученику Что даёт учителю
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, разработана в СССР в 1946 году Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами.
развитие интереса к предметам; овладение новыми способами решения задач; формирование и развитие способностей обучающихся, необходимых для выполнения творческой деятельности.
У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление. ТРИЗ
ТРИЗ Что даёт ТРИЗ-технология ? Формирует : - стиль мышления, направленный на самостоятельное добывание знаний; - умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; - умение выделять закономерности; - мировоззренческую установку восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. А это значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.
Приёмы ТРИЗ- технологии Назначение Стратегия «ЗХУ» В него входит противоречие, приемы разрешения противоречий. Этапы решения противоречий: 1. Умение увидеть, выявить противоречие 2. Формулирование противоречия 3. « Если действие есть «х», то имеем «+», но «-». Преодоление противоречия Модель «Создай паспорт» Для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями Модель «Составление плана/раскадровка» Для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения Метод «Да-нетка»Метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Метод каталога Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальцем в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой.
Приёмы ТРИЗ- технологии Назначение « Морфологический анализ» Суть данного метода – построение таблицы, для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Метод составления метафор Метафора создается путем переноса свойств одного объекта на другой и основана на скрытом сравнении. Например: составим метафору про морковь. Работаем по алгоритму: 1. Что? Морковь. 2. Какая? Красивая. 3. Кто такая же? Принцесса. 4. Где? В огороде. 5. В каком? В веселом огороде. 6. Какого? Веселого огорода. Что получилось? Принцесса веселого огорода. Составим предложение: Оранжевая принцесса веселого огорода красовалась на солнышке. Метод системного оператора В нем система ее элементы рассматриваются в прошлом, настоящем и будущем. Здесь выделяется подсистема и надсистема. Например: класс – это система, ученики класса – подсистема, надсистема – это школа.
Приёмы ТРИЗ- технологии Назначение Метод синектика Предполагает в основном использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности. Метод фокальных объектов Назначение метода фокальных объектов преобразование заданного объекта, находящегося в «фокусе» внимания (отсюда и название метода) через установление ассоциативных связей с признаками других объектов («случайными). В результате фантазирования получаются объекты, обладающие необычными свойствами. Обязательным в обучении является анализ практического применения полученных проектов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый, усовершенствованный объект лучше прежнего?». Подобный анализ позволяет избегать ситуации «фантазирование ради фантазирования» и приучает учащихся к осмысленности и целенаправленности при создании нового. Модель «Системный лифт» для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта Метод мозгового штурма Совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения.
Приём «Да – нетка» Математика
Приём «Развивающие минутки» Догадайся по схеме «Какая тема урока» З Р Е А Ш Д Е А Н Ч И И Е Волшебник «Дроби» Волшебник «Путаница» Волшебник «Объединяй» Волшебник «Перенос» Волшебник «Остановка времени» Приёмы фантазирования
Приёмы «Создай паспорт» Литературное чтение Произведение - П.П. Ершова «Конек-Горбунок» Имя – Иван Автор (создатель) – Пётр Павлович Ершов Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок» Где живет – в град-столице Кем служит – конюхом у царя Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)
Метод «маленьких человечков » Окружающий мир Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»
Класс Школа Улица Шатилова Ракитянский район Белгородская область Центральный федеральный округ Российская Федерация Материк Евразия Северное полушарие Планета Земля Солнечная система Тема урока «Солнечная система» Приём «Системный лифт» Окружающий мир
Этап моделирования Приём «Синквейн» 1. Тема или предмет – одно существительное 2. Описание предмета – два прилагательных 3. Действие предмета – три глагола 4. Ваше отношение к предмету – 4 слова 5. Синоним, ассоциация к первому слову – 1 слово
Этап моделирования самостоятельная работа Приём «Синквейн» 1. Тема или предмет – одно существительное 2. Описание предмета – два прилагательных 3. Действие предмета – три глагола 4. Ваше отношение к предмету – 4 слова 5. Синоним, ассоциация к первому слову – 1 слово Книга Мама 1 группа 2 группа
Мама Добрая, нежная Смеётся, играет, учит Я очень люблю маму Доброта
Книга Умная, занимательная Учит, развлекает, помогает С книгой можно путешествовать Друг
Рефлексия Составление паспорта технологии ТРИЗ Название технологии Технология Автор Родина Приёмы Что даёт ученику Что даёт учителю