РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ К АТТЕСТАЦИИ муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия Дмитров» Преподаватель – организатор ОБЖ Баринов Андрей Сергеевич 22 декабря 2011 года
Николай Александрович Рубакин (1862 – 1946) Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов видный методист конца XIX – начала XX веков в вопросах самообразования
Формы методической работы в школе предметные методические объединения; проблемные семинары и практикумы; школы молодого учителя; школы передового опыта; индивидуальная работа с учителями; проведение открытых и показательных уроков; научно-педагогические конференции и педагогические чтения; ролевые, деловые и организационно - деятельностные игры; моделирование и анализ педагогических ситуаций; творческие отчеты учителей, педагогические консилиумы и др.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения; посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом; периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности; систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни; повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. Если представить мою деятельность в области самообразования списком глаголов, то получится:
Содержание плана профессионального развития На основании выбранной темы разрабатываю план профессионального развития над поставленной перед собой проблемой. В плане указываю: название темы; основные цели и задачи; предполагаемый результат; этапы работы; сроки выполнения каждого этапа; способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчета по проделанной работе.
повышение качества преподавания предмета (показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработанные методические пособия, учебники, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; создание комплектов педагогических разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер- классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме). В индивидуальном плане профессионального развития прописываю результаты, которые должны быть достигнуты за определенный срок:
о наиболее значимых и интересных учебных и внеклассных занятиях, их анализ; об участии учителя в методической работе и его творческой деятельности в образовательном учреждении и вне его (педагогические чтения, семинары, научно- практические конференции, педагогические советы, временные творческие коллективы и т.д.), а также данные диагностики учащихся; результаты педагогических исследований. План проф. развития является основным документом для прохождения педагогом аттестационных процедур. В процессе реализации программы в нее включают информацию:
не откладывайте на конец учебного года процедуру заполнения документа - пользуйтесь принципом «делай по горячим следам!»; не стремитесь «равномерно» заполнить все пункты документа: выявите прежде всего то направление педагогической деятельности, в котором Вы преуспеваете в большей степени; стремитесь быть достоверным при оценке своего труда, не забывайте, что именно это поможет Вам правильно поставить цели и определить направления профессиональной деятельности. По каждому из разделов плана в качестве приложений могут быть представлены любые материалы, свидетельствующие о реализации намеченного. Однако при работе с данным документом следует соблюдать следующие правила:
Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений. Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. Самообразование педагога будет наиболее продуктивным, если:
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.