Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)» Факультет «Автомобильный транспорт» Кафедра «Инженерная педагогика» Дисциплина «Общая и профессиональная педагогика» МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Автор: Фролова П.И., к.п.н., доцент кафедры «Инженерная педагогика» Омск 2015
Методология педагогической науки Научное педагогическое исследование процесс формирования новых педагогических знаний; вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Методология научного исследования представляет собой учение об организации научной деятельности.
Сложность педагогического исследования Выполнение и описание педагогического исследования сталкивается с определенными объективными сложностями такими как: 1. Неповторимость, неоднозначность протекания педагогических процессов и явлений. 2. Зависимость педагогического процесса от личности педагога, исследователя и других субъективных факторов. 3. Трудность в использовании лабораторных методов исследования и замеров получаемых результатов. 4. Ограниченность использования методов математической статистики. 5. Достаточно обобщенный характер получаемых выводов.
Методология педагогической науки Методология педагогической науки – совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании педагогической действительности.
Основные методологические принципы К основным методологическим принципам научно-педагогического исследования относят: 1. Объективность и обусловленность педагогических явлений определенными условиями, факторами, причинами. 2. Целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов. 3. Изучение педагогического явления в его связях и взаимодействии с другими явлениями. 4. Изучение педагогического явления в его развитии.
Уровни научной методологии Э.Г. Юдин выделяет несколько уровней научной методологии: 1. Философский уровень (общие принципы познания); 2. Общенаучная методология (теоретические концепции, применяемые к большинству научных дисциплин); 3. Конкретно-научная методология (методы, принципы и процедуры, применяемые в конкретной научной дисциплине); 4. Технологическая методология (методика и техника исследования, т.е. процедуры, обеспечивающие получение достоверного эмпирического материала).
Методологическая грамотность Применение методологии педагогической науки в процессе выполнения научного исследования по профессионально-педагогической тематике определяет необходимость формирования методологической грамотности в общей структуре профессиональных компетенций студентов вуза. Начальным этапом формирования методологической грамотности является усвоение принципов разработки методологического аппарата научной работы
Методологический аппарат научной работы Методологический аппарат это система взаимосвязанных основных понятий научной работы, отражающая логику научного исследования. Методологический аппарат научной работы способствует логическому осуществлению процесса педагогического исследования и точному оформлению полученных результатов.
Компоненты методологического аппарата 1) актуальность темы исследования; 2) состояние научной разработанности темы; 3) противоречия, позволяющие сформулировать проблему; 4) проблема исследования; 5) объект исследования; 6) предмет исследования; Методологический аппарат фундаментальной научной работы приводится во введении и включает следующие компоненты:
Компоненты методологического аппарата 7) цель исследования; 8) гипотеза исследования; 9) задачи исследования; 10) методологическая основа исследования; 11) методологические подходы, применяемые исследователем; 12) теоретическая основа исследования; 13) методы исследования;
Компоненты методологического аппарата 14) база и этапы исследования; 15) научная новизна исследования; 16) теоретическая значимость исследования; 17) практическая значимость исследования; 18) достоверность и обоснованность результатов исследования; 19) апробация и внедрение результатов исследования; 20) исследовательская концепция (положения, выносимые на защиту).
Занимаясь разработкой основополагающих компонентов методологического аппарата научной работы, студент получает возможность всесторонне осмыслить профессионально- педагогическую проблему, которую он изучает в научной работе.