Актуальность У умственно отсталых школьников выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова. Эти дети не знают названий многих предметов, которые их окружают, особенно названий отдельных частей предметов. Умственно отсталые обучающиеся употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета: цвет, величину, вкус. Противопоставления же по признакам используются очень редко. В словаре школьников преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера. Для этого и была выбрана тема проекта «Овощной базар» в виде создания дидактического электронного пособия к занятиям по логопедии, который представляет собой информационную работу. Такой материал очень удобен в применении, но не всегда его можно найти.
Цель проекта: создать дидактический материал в виде презентации по лексической теме «Овощи». Задачи: - обогащение словарного запаса за счет изучения лексической темы «Овощи»; - развивать связную речь; -развивать зрительное внимание и восприятие; -развивать логическое мышление; -развивать творческое воображение; - развивать мелкую моторику рук и координацию речи с движением.
Ожидаемый результат Электронное пособие по лексической теме «Овощи».
Цель: назвать овощи
Салат из картофеля Салат из капусты Салат из моркови картофельный капустный морковный
Сок из огурцов Сок из помидоров Сок из тыквы Сок из свёклы Сок из моркови- огуречный томатный тыквенный свекольный морковный
Морковь, свёклу, репу, редис Огурцы, помидоры, кабачки, горох Капусту Картофель выдёргивают срывают срезают выкапывают
Мы сварим борщ из…….
Мы сварим щи из…..
Мы сварим гороховый суп …….
Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели. Красная девица сидит в темнице, А коса на улице.
Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи – Меня в них ищи. Как на нашей грядке Выросли загадки - Сочные да крупные Вот такие круглые. Летом зеленеют, А осенью краснеют.
Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла, Крупна, кругла, сладка на вкус, Узнали вы, кто я?... Летом в огороде Свежие, зелёные. А зимою в бочке Жёлтые, солёные
Всякий день с овощами, да не всякий день со щами. Проще пареной репы (т.е. очень просто). Лук от семи недуг. Лук да баня все поправят. Горе луковое (т.е. незадачливый, неуклюжий человек; недотепа). У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз. Сердце с перцем, душа с чесноком (т.е. злой человек). Голова садовая (значит: капустный кочан, т.е. несообразительный, нерасторопный, неловкий человек). Лук с чесноком – родные братья. Надоел, как горькая редька.
Поздним летом в огород Собирается народ. Зрел всё лето урожай! Что собрали? Отгадай? Здесь весною было пусто. Летом выросла ……. Собираем мы в лукошко Очень вкусную ……. От дождя земля намокла – Вылезай, толстушка, ……. Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную ……… Помогает деду внук – Собирает с грядок …….. Вот и всё! Хоть и устали, Урожай мы весь собрали! (капуста). (картошку)! (свёкла)! (морковку)! (лук).
Горошек Вот горошек сладкий, Он хитруля прыткий: Корешком - на грядке, Усом - за калиткой! Кабачок На грядке в тёплый солнечный денёк Лежал и грелся кабачок. И было жалко мне его срывать- Но нельзя ему на грядке зимовать. Капуста С неба льётся дождик грустный, Ест улитка лист капустный. Как поест она до сыта, Станет лист похож на сито. Лук Луковица золотая Круглая, литая. Есть у ней один секрет- Нас она спасёт в обед: Может вылечить недуг Вкусный и душистый лук! Картошка Из картошки много блюд Приготовить можно И простых и сложных: Её варят, жарят, трут, На костре ее пекут. Что вкуснее в целом мире, Чем картошечка в мундире?
Морковь Если чаще есть морковку Не нужны и тренировки Каждый день пей сок морковный - Будешь сильным и здоровым. Огурец Под листочками на грядке огурцы играют в прядки. дождик лишь водить начнёт Всех заметит, всех найдет. Перец Да, я – перец, но не тот, Что язык так сильно жжет. Я мясистый, витаминный, Запаси меня на зиму. Помидоры В огороде за забором Поспевают помидоры. Держатся за колышки, Греются на солнышке. Редис Я румяная редиска. Поклонюсь вам низко-низко. А хвалить себя зачем? Я и так известна всем! Свекла Свёкла для борща годится, Покраснела, как девица. Без неё и винегрет Не получишь на обед.
«Капуста» Тук! Тук! Тук! Тук! (Ритмичные удары ребром Раздаётся в доме стук. ладоней по столу.) Мы капусту нарубили, (Хватательные движения Перетёрли, обеими руками.) Посолили. (Указательный и средний пальцы трутся о большой.) И набили плотно (Удары обеими руками в кадку. по столу.) Всё теперь у нас в порядке. (Отряхивают руки.) «У Лариски – две редиски» У Лариски Две редиски. У Алёшки - (По очереди разгибают Две картошки. пальчики из кулачка, У Серёжки-сорванца - начиная с большого, Два зелёных огурца. на одной или А у Вовки - обеих руках.) Две морковки. Да ещё у Петьки Две хвостатых редьки.
Урожай. В огород пойдём, (Идут по кругу, Урожай соберём. взявшись за руки.) Мы моркови натаскаем («Таскают».) И картошки накопаем. («Копаем».) Срежем мы кочан капусты, («Срезают».) Круглый, сочный, (Показывают круг очень вкусный, руками – 3 раза.) Щавеля нарвём немножко («Рвут».) И вернёмся по дорожке. (Идут по кругу, взявшись за руки.) Овощи. Как-то вечером на (Дети идут по кругу, грядке взявшись за руки, Репа, свёкла, редька, в центре круга- лук водящий Поиграть решили в с завязанными прятки, глазами.) Но сначала встали в круг. Рассчитались четко ( Останавливаются, тут же: крутят водящего.) Раз, два, три, четыре, пять. Прячься лучше, прячься (Разбегаются, глубже, приседают, Ну а ты иди искать. водящий ищет.)
Интернет-ресурсы: листья « « images.yandex.ruовощи-картинки images.yandex.ruовощи-картинки images.yandex.ruфрукты-картинки images.yandex.ruфрукты-картинки images.yandex.ru салаты-картинки images.yandex.ru салаты-картинки zagadka.yaxy.ru Загадка zagadka.yaxy.ru Загадка playroom.ru Сайт ульяновских мам стихи playroom.ru Сайт ульяновских мам Литература: Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1991 г. Нищеева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб.: Детство-Пресс, 2003 г. Селиверстова В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М.: Просвещение, 1979 г. Скворцова И.В. Логопедические игры + CD. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007 г.