Начальник Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства СОЛОДОВ Алексей Викторович ОСОБЕННОСТИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ Заместитель руководителя Федерального казначейства А. Ю. Демидов.
Advertisements

Начальник Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности СОЛОДОВ Алексей Викторович ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА.
Сводная информация о контрольных мероприятиях, проведенных в органах Федерального казначейства, и выявленных нарушениях за период с по
Казначейство России в системе государственного финансового контроля Заместитель руководителя Федерального казначейства А.Ю. Демидов г. Киев 25 апреля 2013.
Осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Московской области апрель 2014 Главное контрольное управление Московской.
Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской об ласти «Контрактная система в сфере закупок в соответствии с последними изменениями»
Управление реализацией государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе и соответствующий Порядок, утвержденный руководителем Федерального.
ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ КАЗНАЧЕЙСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ А.С. ВАСИН.
Заместитель руководителя УФК по Иркутской области М.А. Малышева Развитие механизмов внутреннего контроля (внутреннего аудита) и оценки эффективности деятельности.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В 2014 ГОДУ И ЗАДАЧИ НА 2015 ГОД Заместитель руководителя Федерального казначейства.
Механизмы взаимодействия органов внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании «Город Томск» Докладчик: заместитель.
Виды государственного (муниципального) финансового контроля Органы государственного (муниципального) финансового контроля на уровне субъекта Российской.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМ КОНТРОЛЬНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ГОРОДА МОСКВЫ КОНТРОЛЯ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ Март 2014.
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
ТЕМА: Казначейское сопровождение Заместитель начальника отдела обслуживания силовых ведомств УФК по Самарской области Александрова А.Е год.
ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА. ИЗМЕНЕНИЯ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК начальник Отдела.
Планирование и обоснование закупок по Закону о КС Москва, 2013 Министерство культуры Российской Федерации.
Транксрипт:

Начальник Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства СОЛОДОВ Алексей Викторович ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Правовое регулирование деятельности Федерального казначейства 2 Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. 703 «О Федеральном казначействе» Федеральные законы Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации Бюджетный кодекс Российской Федерации Подзаконные акты

Полномочия Федерального казначейства по осуществлению контрольных функций Ст , Бюджетного кодекса Российской Федерации – постоянные контрольные полномочия в финансово-бюджетной сфере Ст. 5 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Ст. 29 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» – ежегодно предоставляемые контрольные полномочия в финансово-бюджетной сфере Часть 5 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» – контрольные полномочия в сфере закупок 3

*) около млн операций по доходам и расходам бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации – контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета – контроль за не превышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями – контроль за соответствием содержания проводимой операции КБК РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств 4 Система внутреннего финансового контроля Правительства Российской Федерации (статья Бюджетного кодекса РФ) Предварительный финансовый контроль Последующий финансовый контроль (надзор) ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РОСФИННАДЗОР – контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по гос. (муниципальному) контракту сведениям о данном контракте, содержащимся в реестре контрактов, заключенных заказчиками

5 Внешние Внутренние Полномочия Федерального казначейства по государственному финансовому контролю Внутренний финансовый контроль Правительства Российской Федерации Контроль и аудит деятельности подведомственных получателей бюджетных средств Государственные финансы – это искусство передавать бюджетные деньги из рук в руки до их полного исчезновения… Народная мудрость

Постоянные контрольные полномочия Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере – контроль за не превышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями – контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств – контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета – контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном контракте, содержащимся в реестре контрактов, заключенных заказчиками 6 Внутренний государственный финансовый контроль Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит Внутренний финансовый контроль - соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета - подготовка и организация мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств Внутренний финансовый аудит - оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности - подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации - подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств

Контрольные полномочия Федерального казначейства в сфере закупок 7 контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся: в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок; в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках; в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках; в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов

8 Участие контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства в антикоррупционной деятельности План противодействия коррупции Федерального казначейства на годы

Роль системы внутреннего контроля и аудита в повышении эффективности деятельности Федерального казначейства 8 Программно-целевой метод управления Построение системы внутреннего контроля и аудита, ориентированной на выявление рискоемких направлений деятельности и оценку степени достижения поставленных целей. Выработка мер, направленных на оперативное устранение нарушений и отклонений от целеполагания Организация деятельности Федерального казначейства на основе программно-целевого метода управления Повышение эффективности деятельности Федерального казначейства

– внутренний аудит соответствия (в том числе аудит внутреннего контроля); – внутренний аудит результативности; – внутренний аудит эффективности – внутренний финансовый контроль (постановление Правительства РФ от ); – внутренний административный (управленческий) контроль; – внутренний технологический контроль - идентификация - оценка - минимизация ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ВНУТРЕННИЙ АУДИТ УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ 10 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Система внутреннего контроля, аудита и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В КАЗНАЧЕЙСТВЕ РОССИИ КОНЦЕПЦИЯРАЗВИТИЯКОНЦЕПЦИЯРАЗВИТИЯ единая терминология, понятийный аппарат, принципы, требования, структура инструментарий требования к персоналу мотивация, изучение лучших практик Положение о внутреннем контроле и аудите в Федеральном казначействе Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита, применяемые контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности Стандарт внутреннего контроля Федерального казначейства Правила профессиональной этики федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства, осуществляющих контрольные и аудиторские мероприятия Конкурс на лучшего аудитора Конкурс на лучшее контрольно-аудиторское подразделение Конкурс на лучшее освещение в СМИ контрольно-аудиторской деятельности в органах Федерального казначейства 11

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В КАЗНАЧЕЙСТВЕ РОССИИ планирование (план контрольной деятельности, график проверок) подготовка (формирование группы, документальное оформление) проведение (организация, требования, контроль качества) документирование результатов, наличие доказательств, оформление отчетности сведения о нарушениях, рекомендации, сроки для принятия мер контроль устранения нарушений подготовка и свод отчетности ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАССМОТРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДГОТОВКА ОТЧЕТНОСТИ подготовка и представление аналитических материалов по результатам контрольной деятельности 12 А В Т О М А Т И З А Ц И Я !!!

10 - проверки структурных подразделений ФК ТОФК, ФКУ структурные подразделения - самоконтроль - контроль по уровню подчиненности - анализ самостоятельно выявляемых нарушений - анализ нарушений, выявляемых ОВКА и ЦАФК ТОФК, ФКУ ОВКА - проверки структурных подразделений - анализ результатов контроля методами «самоконтроль», «контроль по уровню подчиненности» в ТОФК - анализ обзорных писем по выявляемым ЦАФК нарушениям - анализ результатов внешнего контроля ЦАФК УВК(А)иОЭД - анализ результатов контроля методами «самоконтроль», «контроль по уровню подчиненности» - анализ обзорных писем по выявляемым нарушениям - анализ результатов внешнего контроля риски нарушений риски нарушений риски нарушений риски нарушений риски нарушений риски нарушений ЦАФК Контрольный совет - рассмотрение, рекомендации, предложения Обеспечение много уровневого контроля за деятельностью органов Федерального казначейства, подведомственного казенного учреждения

14 Методология контрольно-аудиторской деятельности Структура стандартов Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита, применяемые контрольно-аудиторскими подразделениями 1. Организация внутреннего контроля в ФК по уровню подведомственности 2. Организация внутреннего аудита, осуществляемого УВК(А)иОЭД 3. Организация деятельности Контрольного совета ФК 4. Формирование и организация деятельности пула контролеров и аудиторов ФК 5. Организация внутреннего контроля и внутреннего аудита, осуществляемого контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК, ФКУ «ЦОКР» 6. Организация деятельности контрольных советов ТОФК, ФКУ «ЦОКР»

15 Стандарт внутреннего контроля Федерального казначейства в новой редакции Контроль по уровню подчиненности Контроль по подведомственности ЦАФК – Управления, осуществляющие бюджетные процедуры; ТОФК – все структурные подразделения 193 ПП Методология контрольно-аудиторской деятельности

16 Интегральная оценка деятельности территориальных органов Федерального казначейства Разработан и утвержден Порядок интегральной оценки деятельности территориальных органов Федерального казначейства Определены весовые значения нарушений Повышена объективность оценок Визуализированы результаты деятельности объекта проверки

17 Интегральная оценка деятельности территориальных органов Федерального казначейства Разработан Порядок интегральной оценки деятельности терорганов и обеспечено его утверждение Определение весовых значений нарушений (утверждены руководителем Федерального казначейства) Повышение объективности оценок 1,00,80,5

10,00 – 9,80 9,79 – 9,40 < 9,00 п/п Направления деятельности Интегральная оценка Приме- чание 1 Организация и осуществление учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы 8,92 2 Организация и осуществление электронных расчетов в системе банковских расчетов между УФК и учреждениями Банка России и кредитными организациями 8,97 3 Кассовое исполнение федерального бюджета и исполнение бюджета Союзного государства 9,30 4 Ведение федеральных реестров 9,24 5 Кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) 9,61 6 Ведение бюджетного учета, составление и представление отчетности 9,70 7 Ведение финансовых и хозяйственных операций и их отражение в бюджетном учете при исполнении бюджетной сметы 8,83 8Правовое обеспечение деятельности 8,72 9 Организация и осуществление внутреннего контроля (аудита)9,90 10 Информационно-техническое обеспечение деятельности Организация кадровой работы 9,53 12 Административно-хозяйственное обеспечение деятельности 9,71 13 Организация работы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд 8,52 14 Обеспечение режима секретности и безопасности информации 9,99 15 Организация и поддержка технологической деятельности при использовании прикладных информационных систем 9,70 16 Организация деятельности по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе 9,63 Направление не оценивается (при тематических проверках) Карта рисков по направлениям деятельности ТОФК по итогам проверок 18 9,39 – 9,00

Интегральная оценка деятельности территориальных органов Федерального казначейства 13

280 чел. Мониторинг результатов проверок контрольно-надзорных органов Анализ и систематизация результатов проверок контрольно-надзорных органов в отношении ТОФК 20

добросовестность компетентность независимость объективность профессионализм Контролер (аудитор) Федерального казначейства Пул контролеров и аудиторов Федерального казначейства (Стандарт 4 Стандартов ВК и ВА, приказ от 4 февраля 2015 г. 14 ) до 500 чел. + ЮУ Пул контролеров и аудиторов Федерального казначейства 21

368 чел. Пул контролеров и аудиторов Федерального казначейства Актуализация пула контролеров и аудиторов Федерального казначейства (ежеквартально) 350 чел. Сотрудники терорганов Федерального казначейства 50 % КМ 22

23 Подготовлен и направлен в тер. органы Перечень вопросов деятельности, проверка которых осуществляется с выездом на объект проверки Проверка 1 из 16 направлений – полностью камерально; 2 направлений – выезд до 1 недели Совершенствование контрольно-аудиторской деятельности в Федеральном казначействе Переход к организации контрольных и аудиторских мероприятий в формате комбинированных и камеральных проверок УФК – объект контроля УФК – субъект контроля 50 %

24 Контрольный совет Федерального казначейства Результаты всех проверок деятельности территориальных органов Федерального казначейства рассматриваются на заседаниях Контрольного совета Федерального казначейства Перечни основных нарушений, выявленных в ходе проверок Протокол заседания Контрольного совета Решение руководителя Федерального казначейства

25 Конкурс на лучшее освещение в СМИ деятельности по осуществлению внутреннего контроля и внутреннего аудита в Федеральном казначействе и в территориальных органах Конкурс на звание «Лучшее контрольно- аудиторское подразделение Казначейства России» Конкурс на звание «Лучший аудитор Казначейства России» Конкурсы среди внутренних контролеров и аудиторов Федерального казначейства

26 Согласование кандидатов на должности начальников отделов внутреннего контроля и аудита территориальных органов Федерального казначейства Особенности организации внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе

27 Совершенствование контрольно-аудиторской деятельности в Федеральном казначействе Типовые программы проверки деятельности территориальных органов Федерального казначейства Перечни возможных (основных) нарушений (рисков) при осуществлении деятельности территориальных органов Федерального казначейства

28 Оценка эффективности деятельности органов Федерального казначейства Организация внешней оценки деятельности органов Федерального казначейства Подготовка аналитических материалов по результатам мониторинга информации о внешней оценке деятельности органов Федерального казначейства Организация работы по устранению замечаний и отработке предложений, полученных в ходе внешней оценки Полпреды Президента РФ в федеральных округах Главные распорядители средств федерального бюджета Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ

29 Сахалинская область Камчатский край Тюменская область Московская область Организация внешней оценки деятельности органов Федерального казначейства Оценка эффективности деятельности органов Федерального казначейства Ставропольский край Свердловская область

30 Внедрен Порядок оценки результативности деятельности руководителей ТОФК Оценка результативности деятельности органов ФК Оценка эффективности деятельности органов Федерального казначейства

31 Автоматизация результативности деятельности органов ФК Оценка эффективности деятельности органов Федерального казначейства

32

Риск-ориентированный контроль и аудит в Федеральном казначействе Интегральная оценка ТОФК по итогам проверки = отлично => ТОФК проверяется реже (1 раз в 5 лет) Результаты самоконтроля и контроля по уровню подчиненности Критерии отбора предмета и объектов контрольно- аудиторских мероприятий в рамках рискориентированной модели контроля и аудита Перечень возможных нарушений в деятельности объектов контроля и аудита 33

Критерии отбора предмета и объектов проверки в рамках рискориентированной модели контроля и аудита 1. Кадровые изменения. Риск снижения качества и оперативности работы 2. Сведения о наличии нарушений, содержащиеся в обращениях граждан и организаций 3. Наличие нарушений, установленных контрольно-надзорными органами 4. Заключение ТОФК госконтрактов на сумму, превышающую 2 млн рублей 5. Низкое качество финансового менеджмента 6. Нарушения, выявленные по результатам мониторинга публикаций в средствах массовой информации 7. Нарушения исполнения требований вновь принятых нормативных правовых актов и иных документов 8. Нахождение ТОФК в числе пяти последних в рейтинге результативности деятельности ТОФК по итогам года 34

Анализ результатов проверок КНО (9 месяцев с момента смены руководителя, заместителя руководителя, начальника отдела ТОФК) Анализ управленческих решений руководителя ТОФК по материалам проверок КНО, ОВКиА, поручениям ФК Рост количества выявленных нарушений от 15 до 30 % Рост количества выявленных нарушений от 30 до 50 % Рост количества выявленных нарушений > 50 % Внеплановая проверка соответствующего направления со стороны ОВКиА ТОФК Анализ материалов КНО, в зависимости от результатов – инициирование проверки ОВКиА или УВК(А)иОЭД Внеплановая проверка УВК(А)иОЭД Отсутствие (непринятие) мер по результатам проверок ОВКиА, КНО, поручений ФК Включение проверки ТОФК в годовой План внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства на следующий год Анализ сведений о наличии нарушений, содержащихся в обращениях граждан, организаций См. раздел Кадровые изменения. Риск снижения качества и оперативности работы Анализ деятельности вновь назначенных руководителя, заместителей руководителя, начальников отделов ТОФК (на постоянной основе)

Бюджетный кодекс РФ, ст : нецелевое использование бюджетных средств – направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств 36 Нецелевое использование бюджетных средств (БК РФ (306.4), УК РФ (285.1 и 285.2) КРФобАП (15.14)

37 Принцип эффективности использования бюджетных средств

Бюджетный кодекс РФ, ст. 34: Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) 38 Принцип эффективности использования бюджетных средств

Заказчик орган ФК Счет л/сч Заказчика л/сч Подрядчика Санкционирование операций и перечисление денежных средств по ГК Подрядчик Заключение ГК Фото-, видеосъемка, обмеры, визирование КС-2, КС-3 ЗКР на оплату, ГК, КС-2, КС-3 (с визой органа ФК) Информирование о готовности этапа строительства (объекта) и представлении подрядчиком документов приемки-сдачи работ (этапа строительства, объекта) Предложение принять работу Информирование о готовности выхода на объект Участие в приемки работ (объекта) Подписание КС-2, КС-3 5 Суть: расширение контрольных функций органов Федерального казначейства, в части принятия участия в приемочных работах по объектам строительства и визирование КС-2, КС-3 по отдельным государственным контрактам заказчиков; Создание спецподразделения в структуре оргФК, сотрудники которого должны обладать специальными навыками и знаниями в области строительства Казначейское сопровождение исполнения отдельных государственных контрактов 39

1 40 ВЗАИМОУВЯЗКА ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОИВ И ВИДОВ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА 21 функция Федерального казначейства (75 подфункций) по 7 направлениям деятельности, при этом финансовое обеспечение и закупочная деятельность – одно направление деятельности 2 МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА Минфин России – внутренний финансовый контроль и аудит; Минэкономразвития – внутренний контроль и аудит госзакупок; Контроль осуществления кадровой деятельности – Минтруд России? Контроль осуществления правовой деятельности – Минюст России? Необходимость комплексного подхода к организации внутреннего контроля и аудита

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!