Эта презентация была показана в году на областном слете учителей –новаторов Костанайской области, проведенного в рамках педагогического каравана Ыбырайдың аңсаған арманы. Учитель был награжден грамотой областного Управления образования Костанайской области и денежной премией за Лучший мастер –класс. Разработка урока была опубликована в 2010 году во 2 республиканского научно – методического журнала Практическая помощь учителю.
Использование элементов инновационных педагогических технологий при объяснении темы «Стили русского языка» Агажанова Раушан Амангельдиновна Средняя общеобразовательная школа имени Б.Колдасбаева село Амангельды Амангельдинского района Костанайской области
Образование: высшее Учебное заведение: АрПИ год Категория: высшая Педагогический стаж работы -20 лет Место работы: Средняя общеобразовательная школа имени Б.Колдасбаева Р Е З Ю М Е ФИО: Агажанова Раушан Амангельдиновна Дата рождения: года Специальность: учитель русского языка и литературы
Формула любви Я так люблю себя, Что я могу любить тебя, И только полюбив себя, Ты сможешь полюбить меня. Луиза Хей
Цели мастер –класса: Поделиться опытом работы по использованию элементов инновационных педагогических технологий на уроках русского языка. Задачи мастер –класса: Повышение качества предоставляемых образовательных услуг, научить детей анализу произведений, аргументации своих ответов, систематизации ЗУН для более качественной подготовки к ВОУД и ЕНТ.
Этапцель Деятельность мастера Деятельность коллег Результат І. Объяснение темы урока Показать возможности использования техники построения денотатного графа На основе правил о стилях русского языка показать возможности использования денотатного графа Активное участие в составлении денотатного графа о стилях русского языка Будет построен денотатный граф по темам «Публицистический стиль», «Официально – деловой стиль» ІІ.Определение стиля речи предложенных текстов, работа по содержанию текстов Поделиться опытом по использованию атрибутивного анализа литературного произведения При анализе содержания текста рассказать об атрибутивном анализе Работа по содержанию текста И.Крылова «Ворона и лисица» Будет проведен атрибутивный анализ данного произведения ІІІ.Закрепление темы урока Поделиться опытом по проведению «Цифрового диктанта» Проведение теста по теме «Стили речи» Работа по поиску ответов на предложенные утверждения Повышение качества подготовки детей к ПГК и ЕНТ ІҮ. Подведение итогов урока Поделиться опытом по систематизации полученных знаний по ПОПС –формуле Предлагает заполнить ПОПС – формулу для систематизации знаний Работа по заполнению данной формулы Будут подведены итоги по изученному материалу План проведения мастер –класса:
І этап. Техника построения денотатного графа позволяет отразить авторскую концепцию.Концепция –это определенный способ понимания, трактовки какого –либо явления,процесса, основная точка зрения на явление, процесс.Денотатный граф заполняется по следующей схеме:
Схема 1. Денотатный граф: Ключевое понятие, совпадающее с предметом речи Есть что? Пояснение ключевого понятия как основы авторской концепции указывает на что? Зачем? С какой целью? Определение цели в авторской концепции Осуществляется /как? Каким образом ?/ Определение средства достижения цели в авторской концепции осуществляется при каких условиях ? определение условий достижения цели в авторской концепции приводит к чему ? определение результата в авторской концепции
Официально –деловой стиль -это особая разновидность литературного языка Которая направлена на то, чтобы сообщить сведения (проинструктировать)адресата достигается при помощи официальности (строгости),точности, бесстрастности, безличности изложения. осуществляется при помощи использования стандартных, официальных выражений,слов в прямом значении, составных предлогов и союзов, речевых штампов что в результате приводит к тому,что сообщаются сведения, имеющие практическое значение, даются точные указания
Затем участникам мастер –класса предлагается заполнить денотатный граф по теме «Публицистический стиль» и небольшие тексты для определения стиля:
1._____________________________________ стиль «Нужны ли современному человеку стихи?» Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет. Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина. Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память. А тут переборола себя. Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раз доказывать взрослому человеку. Но я решила, что не отступлюсь. И стала читать стихи, которые люблю. Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. _____ Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да по задумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!» Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие петрушки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, - Ведь ты б у нас была царь-птица!» Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, - И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. ВОРОНА И ЛИСИЦА Уж сколько раз твердила миру,
Что было главным в характере Гурьянова? -Главным? –переспросил мой собеседник.- Главным было умение видеть главное. Г.Гуревич ІІ этап
На данном этапе мастер –класса проводится атрибутивный анализ содержания басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица».Атрибутивный анализ состоит из 3 этапов:
І.Ориентировочный / субъект,мотив, цель,предмет/. ІІ.Исполнительский ІІІ.Творческий / средства, методы, результат /. Перед учащимися ставится задача: найти ответы на вопросы.Начертив произвольный круг, необходимо заполнить его в данной последовательности:
1. Кто субъект деятельности? Кто совершает действие? 2. Какая потребность лежит в основе деятельности? Осознавалась ли эта потребность? 3. Какова была цель деятельности ? Действительно ли человек сознательно реализует эту цель? 4. Что явилось предметом деятельности человека ? 5. Какой метод избрал он для достижения своей цели? Каким образом реализовал свои цели /средства достижения цели /? 6. Реализовал ли способ деятельности, который задумал? Достиг ли он в результате своей цели ?
Схема 2 :Атрибутивный анализ литературного произведения. Результат субъект (кто?) Средства и методы цель (для чего?) (как ? каким образом?) Предмет Мотив ( зачем?) ( на кого направлено действие?)
Не пообедала, выронила сыр Ворона Позавтракать Пообедать Сыр послан богом Была голодна
Участникам мастер –класса предлагается проанализировать образ Лисицы. ІІІ этап. «Умный вопрос –это уже добрая половина знаний» Фрэнсис Бэкон
Для закрепления темы урока можно использовать такую форму работы как «Цифровой диктант»: Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".
Верно ли утверждение, что: 1. Стилистика –это раздел языкознания, изучающий стили речи? 2. Репортаж не относится к научному стилю ? 3. Драма, поэзия, проза –форма реализации разговорного стиля ? 4.Стиль, который используется людьми для обмена информацией в быту –это публицистический ? 5. Публицистический стиль используется в материалах газет, радио, телевидения ? 6. Повесть относится к научному стилю ? 7. Задача публицистического стиля –оказание эстетического воздействия на читателя? 8. Деловой стиль используется для написания учебников? 9. В разговорном стиле употребляются междометия,неполные предложения, сниженная лексика? После выполнения задания у участников должен получиться следующий ответ: « »
ІҮ этап. Для систематизации знаний по изученной теме предлагается использование ПОПС –формулы, при помощи которой необходимо доказать к какому стилю относятся предложенные тексты. Работа проводится в парах :
П – позиция Я считаю, что…… О - обоснование Потому что …… П – пример Я могу привести в качестве примера…… С - суждение Я делаю вывод о том, что….
1._________________________________ стиль На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю. - Кто это? – спросил я. - Коростель, его ещё дергачом зовут, - ответил Пётр Иванович… - А какой же он с виду? – спросил я. - Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).
2.__________________________________ стиль Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований. ( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).
3.__________________________________ стиль Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…(Л. Н. Толстой). Ү. Рефлексия.