д.э.н., проф. Стрекалова Наталья Дмитриевна Стрекалова Наталья Дмитриевна, доктор экон. наук, профессор кафедры менеджмента Междисциплинарный научный семинар НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Case-study как инструмент обучения» УЧЕБНЫЕ КЕЙСЫ: опыт разработки и использования в обучении стратегическому менеджменту
Основные вопросы: 1. Сущность и виды учебных кейсов 2. Требования к учебным кейсам в менеджменте 3. Признаки хороших кейсов, их структура и содержание 4. Подготовка кейсов к публикации: требования международных журналов (IJCRA WACRA) Междисциплинарный научный семинар НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Case-study как инструмент обучения» проф.Стрекалова Н.Д. 2
Представленные результаты получены в ходе работы над исследовательским проектом НУГ «Разработка и применение учебных кейсов в исследованиях и менеджмент-образовании», 2013 г. в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ», грант Междисциплинарный научный семинар НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Case-study как инструмент обучения» проф.Стрекалова Н.Д. 3
Сущность case-study, кейса тип исследования, направленный на изучение сложности и особой природы одного конкретного случая (Stake, 1995) подробное описание одной конкретной ситуации, исследованной со всех сторон 4 Междисциплинарный научный семинар НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Case-study как инструмент обучения» проф.Стрекалова Н.Д.
Объекты для исследования: Организация/подразделение одно конкретное место (завод, производство, офис, рабочее место), событие/процесс отдельный человек/группа 5 Междисциплинарный научный семинар НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Case-study как инструмент обучения» проф.Стрекалова Н.Д.
Виды учебных кейсов Мини-кейсы «Европейские» Исследовательские «полноформатные» (Гарвардские) 6 Междисциплинарный научный семинар НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Case-study как инструмент обучения» проф.Стрекалова Н.Д.
Сравнительная характеристика учебных кейсов Характеристики кейса Мини-кейс«Европейский»«Полноформат- ный» (Гарвард) Кол-во страниц Кол-во табл., рис. нет Кол-во интервью много Метод. указания минимумВ самом общем виде Подробная методика Затратыминимум$ 7-8 тыс.$ 20 тыс. + 7
Признаки хороших учебных кейсов 1. Наличие проблемы, реальных событий 2. Связь с концепцией/теорией менеджмента 3.Дилемма, выбор и принятие решений 4. Главное действующее лицо/группа 5.Реалистичность, точность, достоверность 6. Беспристрастность описания 7. Охват временного периода (прошедшее время) 8. Структуризация содержания 9.Конкретность, понятность, лаконичность изложения Междисциплинарный научный семинар НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Case-study как инструмент обучения» проф.Стрекалова Н.Д. 8
Структура кейса Краткая аннотация (резюме) Список ключевых слов (для поиска в ЭБД) Введение Основная часть Заключение Приложения и примечания Метод. рекомендации для преподавателя («Teaching notes») Междисциплинарный научный семинар НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Case-study как инструмент обучения» проф.Стрекалова Н.Д. 9
Требования к учебным кейсам в менеджменте реальные события, реальная проблема исследования автора, первичные данные компании достоверные данные о внешней среде бизнеса вторичная информация (из достоверных источников) ориентация на конкретную целевую аудиторию привязка к учебной дисциплине, целям и задачам обучения дилемма, анализ и поиск вариантов решений межфункциональные аспекты деятельности исключены прямая авторская оценка, комментарии 10 Междисциплинарный научный семинар НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Case-study как инструмент обучения» проф.Стрекалова Н.Д.
Процедура разработки содержания кейса 1. Выбор (проблемы, объекта) 2. Подготовка (учебные цели, дисциплина) 3.Исследование, сбор и обработка данных 4. Описание краткого содержания («канва», событийный ряд, действующие лица) 5. Описание основного содержания 6. Вставка цитат, деталей 7. Формирование приложений 8. Просмотр и корректировка содержания 9. Подготовка TN 10. Апробация (в ауд.) 11 Междисциплинарный научный семинар НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Case-study как инструмент обучения» проф.Стрекалова Н.Д.
Доработка кейса: Работа с рецензентами Подготовка к публикации Получение разрешения на публикацию Регистрация кейса 12 Междисциплинарный научный семинар НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Case-study как инструмент обучения» проф.Стрекалова Н.Д.
Требования к публикации кейсов: международные стандарты «публикуйся или умри!» публикации в рецензируемых журналах WACRA (The World Association for Case Method Re search & Application) // IJCRA соответствие публикаций академическим требованиям 13 Междисциплинарный научный семинар НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Case-study как инструмент обучения» проф.Стрекалова Н.Д.
Факторы, влияющие на конкурентоспособность учебного кейса Название Тематика Наглядность 14 Междисциплинарный научный семинар НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Case-study как инструмент обучения» проф.Стрекалова Н.Д.
Публикации автора по теме: 1. Стрекалова Н.Д. Методология «case study» в исследованиях и менеджмент-образовании: проблемы и перспективы использования //Современные исследования в менеджменте: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов [Текст ] /отв. ред. И.В. Андреева//Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, Стрекалова Н.Д. Кирпичный бизнес Группы ЛСР: путь к успеху// Управление развитием организации: кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ/ Под ред.И.В.Гладких. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», Междисциплинарный научный семинар НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Case-study как инструмент обучения» проф.Стрекалова Н.Д.
16 Е-mail: Междисциплинарный научный семинар НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Case-study как инструмент обучения» проф.Стрекалова Н.Д.