МЕТОДОЛОГИЯ КИБЕРМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЦЕННОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНО- ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ РОССИЙСКИХ МОЛОДЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ Бродовская Елена Викторовна, зав. лаборатории социального компьютинга МПГУ Домбровская Анна Юрьевна, ст. науч. сотр. лаборатории социального компьютинга МПГУ
Потенциал кибер метрии в исследовании ценностных ориентаций и социально-политических профилей молодежи - Использование больших данных (большие выборочные совокупности или сплошное исследование предмета анализа, 99% молодых россиян – пользователи, то есть структура молодых пользователей и молодежи в России фактически идентичны); -Решение проблемы репрезентативности и корректности формирования выборочной совокупности; -Решение проблемы фальсификации эмпирических данных; -Использование неспровоцированной информации (не простимулированного мнения респондента, а его высказываний, созданных по доброй воле, а потому более объективных, искренних и достоверных, отсутствие эффекта интервьюера); -Возможность видеть состояние изучаемого предмета в любой временной отрезок и отслеживание динамики его раз вития во времени; -Автоматизация ввода и обработки первичной информации.
Эмпирическая модель Всероссийского исследования ценностных ориентаций и социально-политических профилей молодежи ( г.г.) Киберметрия Глубинное интервью Массовый опрос
Характеристика эмпирической модели Всероссийского исследования ценностных ориентаций и социально-политических профилей молодежи ( г.г.) Массовый опрос: 1600 респондентов, выборка репрезентативна по полу и территории проживания. Глубинное интервью: 120 информантов из всех федеральных округов РФ Киберметрия: 3 социальные сети, 1 млн. сообщений, глубина выгрузки – 2 года.
Возможности фильтрации в процессе кибер метрии
Создание рубрики в процессе мониторинга социальных сетей (на примере IQBuzz)
Возможности автоматического определения тональности сообщений
Возможности хронологического анализа репрезентации релевантных сообщений
Возможности геолокационного анализа репрезентации релевантных сообщений
Возможности автоматического установления гендерной принадлежности сообщений
Возможности автоматического выявления возрастного статуса авторов релевантных сообщений
Возможности анализа репрезентации долевого соотношения релевантных сообщений в различных социальных медиа
Доминирующие ценностные ориентации российской молодежи, репрезентированные в социальных медиа, в %
Авторитетные для российской молодежи исторические и современные персоналии, репрезентированные в сообщениях социальных медиа, в абс. зн.
Типология российской молодежи по ценностным ориентирам « Макроличности »« Мезоличность » Индивидуалисты Ориентация на поддержку социального порядка и стабильность 6% Ориентация на свержение существующего порядка 5% Ориентированы на групповые ценности 43% Ориентированы на ценности личного благополучия 33% Ориентированы на ценности личностного самораз вития 12% Макросоциалы (общественники, ориентированы на ценности общественного блага, социальные активисты), Прекариат (бунтари и активно протестующие против существующего гос. и общественного уклада Микросоциалы (ориентированы на ценности семьи, дружбы, межличностные отношения) Прагматики (ориентированы на достижительные ценности, карьеру, материальное благополучие, жизненный успех) Созерцатели (ориентирован на самопознание, личностный рост, философию жизни и общественного устройства)
Примерный словарь ценностных типов российской молодежи Макросоциалы Необх%, Пом%, соц%, общ%, прав% жертв%, спас%, благ%, Прекариат Бор%, протест%, конфл%, Не согласен%, страж%, ост%, с оруж%, убив%, ненов%, Свернг%. Микросоциалы Счаст%, Сем%, Дом%, Рад%, Общ%,, Здор%, Дру%, дет%, реп%, мал%, сын%, дочь%, дев%, мальч%, мам%, пап%, забот%, добр%, верн%, Индивидуалист ы-прагматики Успе%, Ден%, Карьер%, Достиж%, Поб%, Дел%, Раб%, Богат%, Доход%, Получ%,, Связ% Индивидуалист ы-созерцатели Своб% Интел% раз в%, Гарм%, Бо% Дум%, мысль%, Соверш%, Набл%, Чув%, Свет%, Созн%, Смысль%, Пон%, Мор%
Спасибо за внимание!