ProPowerPoint.Ru Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный областной университет Духовно-просветительский культурный центр им. Просветителей славянский Кирилла и Мефодия Практико-значимый проект Занятие на тему: «От матушки Небесной, до матери Земной» для воспитанников подготовительной группы (по учебно методическому комплекту «Добрый мир») Выполнил: воспитатель МАДОУ детский сад комбинированного вида 60 г. Апрелевка Наро - Фоминский район Абраменкова Маргарита Викторовна
ProPowerPoint.Ru Тема: «От Матушки Небесной, до Матери земной»
ProPowerPoint.Ru Иллюстрации и фотографии используемые в работе с детьми
ProPowerPoint.Ru Цель: Цель: Продолжать воспитывать чувство любви и заботливого отношения к маме, способствовать желанию порадовать ее. ( Книга 3, стр.8,9) Учить составлять связный и последовательный рассказ из опыта на тему: «Какая твоя мама?» (что я знаю маме, какого цвета у нее глаза, волосы, прическа?) Расширить знания детей о маме: ее увлечениях, обязанностях, ее профессии.(Книга 3, стр.11) Помочь детям в пословицах о маме понять многовековую мудрость многих поколений, и их глубокий смысл. ( Книга 3, стр. 11) Познакомить с понятием Матери - Небесной, изображенной на иконах и картинах знаменитых художников. Дать детям представления о Пресвятой Богородице, как Покровительнице, Заступнице и предстательнице пред Богом за всех людей. ( Книга 2, стр.48) Расширить музыкальный кругозор, познакомить с образцами церковных песнопений (стр. 50, 33 «Спаси Владычица, Святую Русь, спаси!») Расширить литературные знания: как Художественной (стихотворение, рассказ), так и духовной. Активизация творческой инициативы и ее реализация. Задачи: Сформировать представление о роли матери в жизни ребенка, семьи, общества; Формировать любознательность и внимательность, к быту, обычаям и праздникам своего народа, своей семье; Воспитывать внимательное и бережное отношение к матерям со стороны их детей; Уяснить взаимосвязь между Матерью Небесной и Матерью Земной через почитание образа Пресвятой Богородицы, как прообраза женщины-матери; Познакомить с ролью ее образа как идеала женщины-матери, роли Богородичных икон (Богородица – Мать и Защитница Святой Руси) в судьбе России. Обогащение активного и пассивного словаря, развитие речевого творчества, знакомство с художественной литературой и народным творчеством. Формировать умение составлять творческий рассказ; Реализация самостоятельной творческой деятельности. Совершенствовать умения изображать портрет мам;
ProPowerPoint.Ru Средства: Методическое пособие «Добрый мир» ( Шевченко Л. Л.); Книга 2. Хорошо-плохо, «Добрый мир» (Шевченко Л. Л.); Книга 3. Семья. Родина. Православный Храм. Наши меньшие друзья. «Добрый мир» (Шевченко Л. Л.); Наглядные материалы «Добрый мир»; шапочки, накидки для инсценировки сказки, столы, мольберты, аудиозаписи, бумбокс, мультимедийной проектор, компьютер, тексты песен, стихотворений; репродукция иконы «Богоматерь Казанская»; образы матери в живописи по репродукциям картин; репродукции картин С. Рафаэль «Сикстинская мадонна», В. Васнецов «Богоматерь с младенцем», К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», А. Дейнека «Мать»; иконы Тихвинская, Владимирская, К. С. Петров-Водкин «Портрет матери художника». Мультимедийная установка.
ProPowerPoint.Ru Методы и приемы: Наглядно-действенный метод: Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций Наблюдение Экскурсия Словесно-образный метод: Чтение литературных произведений Беседы с элементами диалога Вопросы Загадки Практический метод Продуктивная деятельность (рисование)
ProPowerPoint.Ru Актуальность выбранной темы Дети не в достаточной степени имеют представление о роли матери в жизни ребенка, семьи, общества. Поэтому необходимо введение детей в мир традиционных, духовных, культурных и семейных ценностей. Познакомить с понятием Матери- Земли, воспетой в народном творчестве, а также с Матерью – Небесной, изображенной на иконах и картинах знаменитых художников. А также помочь детям уяснить взаимосвязь между Матерью Небесной и Матерью Земной – через почитание образа Пресвятой Богородицы, как прообраза женщины-матери.
ProPowerPoint.Ru Этапы проработки темы: На первом этапе: проанализировала литературу по данной теме, подобрала материал, интегрировала духовно-нравственное содержание в разные виды детской деятельности. На втором этапе, используя программу «Добрый мир» разработала конспект НОД по данной теме На третьем этапе: провела занятие в старшей группе
ProPowerPoint.Ru Наши работы посвященные маме
ProPowerPoint.Ru Мы читаем про любовь и заботу МАМЫ В.А. Сухомлинский «Крылья матери» В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, бабочек. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой, как нужна мать. Они подняли маленькие головки и побежали к ней. А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей об этом известно каждой матери, а потом уж для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно; гусята слышали будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи холодно и опасно. Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: «Выпускай нас, мама». Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын». Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.
ProPowerPoint.Ru Анализ проведенной работы: Благодаря последовательной работе по ознакомлению детей с Матушкой небесной и уточнению и расширению знаний о Матери земной у детей: сформировано представление о Богородице, как о маме Иисуса Христа; дети имеют представление о важности и большой значимости матери в жизни каждого человека в рамках православной культуры; дети знают, что мама первый человек в мире, которого они должны уважать и любить, проявлять заботу и внимание; дети знают и называют, что мам надо почитать и делать им приятные сюрпризы и подарки.
ProPowerPoint.Ru Итоги занятия 1. У детей развивается познавательный интерес и любознательность, высокая активность. 2. Дети с любовью относятся к своей маме. 3. Умеют составлять творческие рассказы о маме, знают и понимают смысл пословиц. 4. Совершенствуют умение составлять портрет человека. 5. Знают и понимают понятия «Матерь Божия», «Матушка Богородица».
ProPowerPoint.Ru Список литературы и методических материалов Методическое пособие «Добрый мир» ( Шевченко Л. Л.); Книга 2. Хорошо-плохо, «Добрый мир» (Шевченко Л. Л.); Книга 3. Семья. Родина. Православный Храм. Наши меньшие друзья. «Добрый мир» (Шевченко Л. Л.); Наглядные материалы «Добрый мир»;
ProPowerPoint.Ru Спасибо за внимание! "Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца". В.А. Сухомлинский