Проректор КНИТУ Л.В. Овсиенко Центр добровольной сертификации
Введение Качество трудового потенциала сегодня рассматривается как решающий фактор экономического прогресса российского общества. От уровня профессиональной квалификации работников всех уровней – от рабочего до государственного служащего – зависят не только производительность труда и эффективность производства, но и темпы экономического роста, наконец, конкурентные преимущества российской экономики на мировом рынке. Ключевым вопросом профессионального образования было и остается обеспечение соответствия уровня подготовки выпускников требованиям производства.
Существующая реальность Сегодня в России оценка и подтверждение наличия у работника навыков эффективной работы реализуется через процедуру итоговой аттестации выпускников организаций среднего профессионального образования, по результатам которой им присваивается профессиональная квалификация, квалификационный разряд по рабочей профессии и выдается сертификат государственного образца. Формат итоговой аттестации предусматривает оценку соответствия индивидуальных образовательных результатов выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. В соответствие с этой логикой и существующими нормативно-правовыми документами итоговая аттестация выпускников профессионального образования осуществляется образовательными организациями.
Проблемы действующей системы оценки 1. Смещение акцентов в сторону результатов обучения, что влияет на достоверность. 2. Работодатель, как потребитель результатов деятельности системы профессионального образования, слабо вовлечен в определение требований к квалификации работников, к разработке эффективных оценочных инструментов и процедур. Участие работодателей в комиссии выпускных квалификационных экзаменов зачастую носит формальный характер.
Возникает необходимость дополнить итоговую аттестацию выпускников образовательных организаций профессионального образования процедурой независимой сертификации, активную роль в которой играли бы «практики», прежде всего, представители работодателей. Сертификация, как мера профессиональной оценки, ценится тогда, когда она измеряет навыки, необходимые в процессе работы; когда она достоверна и реально подтверждает одинаковый уровень квалификации у одинаково подготовленных кандидатов, независимо от того, где они проходили обучение.
Система добровольной сертификации Предлагаемая Система сертификации строится на основе ряда принципов. Важнейшие среди них: - делегирование оценки независимым экспертам; - обязательное привлечение представителей работодателей в качестве экспертов по разработке требований и оценке квалификаций; - систематическое обучение и подтверждение профессиональной компетенции экспертов, производящих оценку.
Центр добровольной сертификации Предлагаемая модель базируется на создании специализированного независимого Центра, задачами которого должны стать: - организация работ по формированию требований к профессиональной квалификации работников разных уровней; - требований к содержанию и технологиям обучения; - организация разработки профессиональных стандартов; - обеспечение объективной оценки соответствия профессиональных квалификаций подготовленных кадров динамично развивающимся запросам рынка труда.
Центр добровольной сертификации Создание Центров по сертификации персонала отвечает международной практике. Посредством сертификации устанавливается соответствие знаний, трудовых умений и поведенческих навыков кандидата требованиям профессиональных стандартов (ПС) – нормативных предписаний к профессиональной компетентности работника. В результате сертификации выигрывают: - экономика страны в целом, так как повышается качество рабочей силы; - работники, чья профессиональная компетентность подтверждается признаваемым сертификатом; - работодатели, получающие доказательство истинной профессиональной компетентности работника.
Добровольная сертификация При всех различиях систем негосударственной сертификации персонала в отдельных странах можно выделить общие принципы: - добровольность участия персонала в оценке их профессиональной компетентности; - наличие ПС и общепризнанных квалификационных структур; - создание и общественное признание общенациональной системы сертификации персонала; - легальность и ценность статуса выдаваемого сертификата; - наличие системы аккредитации и мониторинга качества деятельности сертифицирующих организаций; - подготовка квалифицированных кадров экзаменаторов и экспертов по сертификации персонала; - обеспечение качества и беспристрастности процесса сертификации персонала; - возможность обжаловать результаты сертификации; - соответствие требованиям международного стандарта ISO/IEC 17024:2003 или национального стандарта, разработанного на его основе; - доступность оплаты сертификационных услуг. В основе сертификации персонала лежат ПС, которые отражают минимальные требования к компетентности работника, обеспечивающие качество труда.
Спасибо за внимание ! Спасибо за внимание !