педагог-психолог Акбердиева З.К., МАДОУ «Детский сад 23» г. Усинска
Расширить знания родителей о процессе адаптации детей к условиям детского сода; Ознакомить родителей с причинами тяжелой адаптации; Дать рекомендации в помощь родителям по адаптации детей к детскому саду.
В детском саду ребенок имеет возможность общаться со сверстниками. Ребенок приобретает навыки общения с взрослыми В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами и учится соблюдать их. Ребенок получает возможность интеллектуального и физического развития.
от лат. «приспособление» – это сложный процесс приспособления организма к новым или к изменившимся условиям жизни
Благоприятный Условно благоприятный Неблагоприятный
1 – 16 – легкая адаптация 16 – 32 – адаптация средней тяжести 32 – 64 – тяжелая адаптация
Психоэмоциональные критерии: Эмоциональный фон Поведение
отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада; наличие у ребенка своеобразных привычек; неумение занять себя игрушкой; несформированность элементарных культурно – гигиенических навыков; отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
Состояние здоровья Возраст Уровень развития Умение общаться со взрослыми и сверстниками Сформированность предметной и игровой деятельности Приближённость домашнего режима к режиму детского сада
Увеличьте круг общения вашего малыша с взрослыми и детьми. Ребенок, который отправился в детский сад, должен обладать определенными культурно- гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. Позаботьтесь об укреплении здоровья малыша. Заранее знакомьте ребенка с детским садом.
Убедитесь, что детский сад необходим вашей семье, так как колебания родителей передаются детям. Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дня детского сада и регулярно его соблюдать. Приучайте детей есть разнообразные блюда, ежедневно употреблять супы и каши. Желательно научить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, мыть руки, посещать туалет и другое. Умея это, ребенок будет чувствовать себя более уверенным. Отправляйте малыша в детский сад лишь при условии, что он здоров. Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет (возможны совместные прогулки и др.). Настраивайте малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад. Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить эту привычку в домашних условиях до поступления в детский сад. Подготавливая ребенка к временной разлуке с вами и дайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой. Все время объясняйте ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
Настраивайте ребенка. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Не наказывайте, не пугайте детей детским садом и «злыми» воспитателями. Не оставляйте малыша в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирайте домой. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Старайтесь не нервничать и не показывать свою тревогу. Щадите ослабленную детскую нервную систему. На время прекратите походы в цирк, в театр, в гости. Сократите просмотр телевизионных передач. Будьте терпимы к капризам. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами. Создайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении. Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратитесь к детскому врачу. При выраженных невротических реакциях следует оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалистов.
Он плачет, потому что слезы - единственный способ, которым ребенок может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ. Попробуем найти рецепт хорошего и полезного для ребенка прощания. Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня). Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: "Я иду в магазин за покупками ", или "Я иду на работу печатать на компьютере"). Не бойтесь, что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идет мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, - полезное и приятное. Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно сказать: "Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь". Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время. Расскажите сыну или дочке, с кем он останется и, главное, что будет делать: "Ты будешь с воспитателем и другими детками. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете меня вместе встречать". Не сулите ребенку "призов" за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите ему об этом. Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, тетрадку), чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.
Ребенок чувствует, что "сцены" портят его отношения с родителями. Победить "сцены" помогут "ритуалы". "Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда: - на три минутки берет малыша на руки; - целует и говорит, куда уходит и когда придет; - просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.); - говорит "спасибо" и "пока-пока"; - если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться; - передает ребенка тому взрослому, с которым он остается; - уходит. Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
«Ты же сам говорил (говорила), что хочешь в детский садик (с детками играть), почему ты теперь не хочешь оставаться?»; «Не пускаешь меня на работу - не будет денег тебе на новую машинку!»; «Если будешь так реветь - уйду от тебя и вообще не приду!». Важно помнить: эти фразы не только не помогают ребенку, но даже вредят, потому что в них есть УПРЕК. Упрек ребенку в том, что он МЕШАЕТ маме делать какие-то ее дела. Мамы говорят такие слова просто потому, что не знают, как успокоить малыша, а ребенок слышит, что он - помеха маме в ее жизни, и еще больше переживает, тревожится и, как следствие, капризничает.
Обеспечьте малышу эмоциональную стабильность утром Выберите в семье гаранта позитивного расставания С ребенком надо попрощаться, но помните о золотой середине Разработайте ритуал прощания Выберите удобные точки отсчета Найдите прощальное окошко, откуда можно выглянуть и помахать рукой. И улыбнитесь друг другу!
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей/ Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997 г. Справочник дошкольного психолога/ Г.А.Широкова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 г. Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад». 01, 2011 г.