«Образовательные технологии как средство достижения планируемых результатов ООП в контексте ФГОС» Педагогический совет ГБОУ СОШ 324 Курортного района Санкт-Петербурга «Образовательные технологии как средство достижения планируемых результатов ООП в контексте ФГОС» « Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать » (Л.Н. Толстой)
Традиционные технологии Положительные стороны Отрицательные стороны Систематический характер обучения Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Организационная четкость Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении Шаблонное построение, однообразие Нерациональное распределение времени урока На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания Учащиеся изолируются от общения друг с другом Отсутствие самостоятельности Пассивность или видимость активности учащихся Слабая речевая деятельность (среднее время говорения учащегося 2 минуты в день) Слабая обратная связь Усредненный подход отсутствие индивидуального обучения
Технология Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса; Совокупность средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса; Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Образовательные технологии в контексте ФГОС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРКМ ТРИЗ ИГРОВЫЕ ПРОЕКТНЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦ ИАЦИЯ ИКТ ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ МАСТЕРСКАЯ КЕЙС
Уровень овладения В теории На практике оптимальный Знает научные основы различных ПТ, дает объективную психолого-педагогическую оценку (и самооценку) эффективности применения ТО в образовательном процессе Целенаправленно и систематически применяет технологии обучения (ТО) в своей деятельности, творчески моделирует сочетаемость различных ТО в собственной практике развивающийся Имеет представление о различных ПТ; обоснованно описывает суть собственной технологической цепочки; активно участвует в анализе эффективности используемых технологий обучения В основном следует алгоритму технологии обучения; владеет приемами конструирования технологических цепочек в соответствии с поставленной целью; использует в цепочках разнообразные педагогические приемы и методы элементарный Сформировано общее, эмпирическое представление о ПТ; выстраивает отдельные технологические цепочки, но при этом не может объяснить их целевое назначение в рамках урока; уклоняется от обсуждения вопросов, связанных с ПТ Применяет элементы ПТ интуитивно, эпизодически, не системно; придерживается в своей деятельности какой- либо одной технологии обучения; допускает нарушения в алгоритме (цепочке) технологии обучения Уровень овладения В теории На практике оптимальный Знает научные основы различных ПТ, дает объективную психолого-педагогическую оценку (и самооценку) эффективности применения ТО в образовательном процессе Целенаправленно и систематически применяет технологии обучения (ТО) в своей деятельности, творчески моделирует сочетаемость различных ТО в собственной практике развивающийся Имеет представление о различных ПТ; обоснованно описывает суть собственной технологической цепочки; активно участвует в анализе эффективности используемых технологий обучения В основном следует алгоритму технологии обучения; владеет приемами конструирования технологических цепочек в соответствии с поставленной целью; использует в цепочках разнообразные педагогические приемы и методы элементарный Сформировано общее, эмпирическое представление о ПТ; выстраивает отдельные технологические цепочки, но при этом не может объяснить их целевое назначение в рамках урока; уклоняется от обсуждения вопросов, связанных с ПТ Применяет элементы ПТ интуитивно, эпизодически, не системно; придерживается в своей деятельности какой- либо одной технологии обучения; допускает нарушения в алгоритме (цепочке) технологии обучения
По продолжительности По использованию дидактических средств По кол-ву участников По интеграции По способу деятельности Краткосрочные КлассическиеИндивидуальные ПредметныеИсследовательские Долгосрочные ИнформационныеПарные МежпредметныеПознавательные Коммуникативные ГрупповыеМетапредметные Творческие Социальные КоллективныеВнеурочные Игровые Практико- ориентированные Классификация проектов
Классификация педагогических игр показывает все многообразие этой технологии По области применения: физические интеллектуальные трудовые социальные психологические 2. По (характеристике) характеру педагогического процесса: обучающие тренинговые контролирующие обобщающие познавательные творческие развивающие 3. По игровой технологии: предметные сюжетные ролевые деловые имитационные драматизация
Технология развития критического мышления Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Осмысление содержания Информационная(получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Основные методические приемы развития критического мышления Прием «Кластер» Учебно- мозговой штурм Прием «Инсерт» Эссе Приём «Корзина идей» Приём «Составление синквейнов» Метод контрольных вопросов Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» Круги по воде Ролевой проект Приём «Чтение с остановками» Приём « Взаимоопрос» Приём «Перепутанные логические цепочки» Приём « Перекрёстная дискуссия»
Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся: метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии) метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; игровое проектирование; метод дискуссии
Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.мастер Основные этапы мастерской Индукция Деконструкция Реконструкция Социализация Афиширование Разрыв Рефлексия