Конспект индивидуального занятия по логопедии: «Звук [Р]» Учитель и логопед СКШ 19 Б.Ш.Алимкуловаг.Экибастуз.
Задачи: Уточнение и совершенствование движений органов речи, закрепление правильного произношения звука [р] в прямых слогах и в слогах со стечением согласных, в словах с этими слогами; Уточнение и совершенствование движений органов речи, закрепление правильного произношения звука [р] в прямых слогах и в слогах со стечением согласных, в словах с этими слогами; Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, развитие фонематического восприятия (определение места звука в слове); Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, развитие фонематического восприятия (определение места звука в слове); Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям. Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: Картинки: тигр, носорог, зебра, жираф, картинки с изображением транспорта. Картинки: тигр, носорог, зебра, жираф, картинки с изображением транспорта. Фасоль. Фасоль. Логопедический зонд, зеркало. Логопедический зонд, зеркало.
Пальчиковая гимнастика Начинаем мы рассказ (вращать кистями рук): Начинаем мы рассказ (вращать кистями рук): Десять пальчиков у нас (сжимать и разжимать кулачки). Десять пальчиков у нас (сжимать и разжимать кулачки). Старшие братишки (сжать кулачки, отставить большие пальцы) – умные мальчишки. вращать ими). Старшие братишки (сжать кулачки, отставить большие пальцы) – умные мальчишки. вращать ими). Средним братцам (кулачки прижать друг к другу, распрямить средние пальцы) - Средним братцам (кулачки прижать друг к другу, распрямить средние пальцы) - только бы подраться (постучать подушечками средних пальцев друг о дружку). только бы подраться (постучать подушечками средних пальцев друг о дружку). Ну, а вы, малыши (сжать кулачки, отставить мизинцы и сцеплять их), Ну, а вы, малыши (сжать кулачки, отставить мизинцы и сцеплять их), Обнимитесь от души (попеременно, то один палец сверху, то другой). Обнимитесь от души (попеременно, то один палец сверху, то другой).
Отгадывание звука по описанию. Язык находится за верхними зубами, Язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. -Елизавета, как ты думаешь, о каком звуке мы сегодня будем говорить? -Елизавета, как ты думаешь, о каком звуке мы сегодня будем говорить? - Правильно! Сегодня мы будем учиться произносить звук [р] правильно и красиво. - Правильно! Сегодня мы будем учиться произносить звук [р] правильно и красиво.
Артикуляционная гимнастика. - А для начала подготовим наш язычок. Выполняем упражнение перед зеркалом. - А для начала подготовим наш язычок. Выполняем упражнение перед зеркалом. Качели - язычок качается вверх-вниз. Качели - язычок качается вверх-вниз. Лошадка - скачет лошадка, копыта цокают. Лошадка - скачет лошадка, копыта цокают. Маляр. Маляр. - А теперь пусть язычок поработает маляром и покрасит нёбо-потолок (погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения вперед-назад). - А теперь пусть язычок поработает маляром и покрасит нёбо-потолок (погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения вперед-назад). Барабанщики. Барабанщики. -Представь, что твои верхние зубы – это барабан, а язычок – барабанщик. Постучи язычком за верхними зубами изнутри, отчетливо произнеся: «Д-Д-Д». Механическая постановка звука [Р]. Шариковый зонд. Механическая постановка звука [Р]. Шариковый зонд.
Произнесение изолированного звука. Изобрази сердитого тигра и покажи как грозно рычит: «Р-р-р». Изобрази сердитого тигра и покажи как грозно рычит: «Р-р-р». Как ворона каркает: «Кар-р, кар-р». Как ворона каркает: «Кар-р, кар-р». Как фыркает ежик: «Фрррр». Как фыркает ежик: «Фрррр».
Анализ артикуляции. - А теперь, посмотри на схему и скажи, в каком положении находятся губы, когда произносим звук [р]. Где находится язык?
ЗВУК СОГЛАСНЫЙГЛАСНЫЙ
Желаю удачи!