Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска Детский сад 186 Подготовила воспитатель Усольцева Мария Александровна
- социально- коммуникативное; -познавательное; - речевое; - художественно – эстетическое; - физическое.
Способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.
постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи); выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; проверка гипотез; подведение итогов, вывод; фиксация результатов; вопросы детей.
внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз; познавательный мотив (почему так?); ситуация выбора.
Проблемная ситуация. Целеполагание. Выдвижение гипотез. Проверка предположения. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось) Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось).
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
- место для постоянной выставки - место для приборов - место для хранения материалов - место для проведения опытов - место для неструктурированных материалов
Развитие наглядно- действенного мышления. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты. Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы. Выполняют простейшие поручения. Произносят фразу: «Я хочу сделать …..»
Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи. Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные. Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников. Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.
Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы. Даются задания по прогнозированию результатов. Опыты проводятся поэтапно. Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы. Вводятся длительные эксперименты. Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть.
Проведение экспериментов – норма жизни. Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться. Воспитанники проявляют инициативу. Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений. Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). 3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов). 4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп). 5. Об эталоне «1 минута». 6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; активно развивается речь ребенка; происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности; формируются трудовые навыки; укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
1. Экспериментирование с песком, глиной 2. Экспериментирование с водой, пеной 3. Экспериментирование с воздухом 4. Наблюдения за изменением погоды 5. Экспериментирование со звуком 6. Экспериментирование с солнечным светом 7. Экспериментирование с предметами 6. Экспериментирование с цветом
организованная экспериментальная деятельность; познавательные занятия с элементами экспериментирования демонстрационные опыты, реализуемые совместно с детьми;
Мес яц НОДЦели ЗадачиОборудование и материалы сентябрь 1 «Почему песок хорошо сыплется?» Выделить свойство песка и глины: сыпучесть, рыхлость. - расширить знание детей о свойствах песка и глины; - развить любознательность и активность детей. Ёмкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. 2 «Посадим дерево» Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. - закрепить представление детей о свойствах песка и глины; - развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. Ёмкости с песком, глиной, палочки. 3 «Ветер» Выявить изменения песка и глины при взаимодействии с ветром и водой. - закрепить представление детей о свойствах песка и глины; - развить любознательность, самостоятельность. Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой. 4 «Где вода?» Определить, что песок и глина по- разному впитывают воду. - закрепить представление детей о свойствах песка и глины; - воспитывать умение замечать различие; - продолжать развивать речь детей: умение анализировать Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой. Перспективное планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста по освоению образовательной области «Экспериментальная деятельность»
Тема Форма проведения СрокиОтветственный 1 «Детское экспериментирование в семье» анкетирование сентябрь воспитатель 2 «Экспериментируйте с детьми дома» буклет декабрь воспитатель 3 Экспериментируем с водой дома Фотовыставкамартвоспитатель 4 «Поможем героям сказок». открытое занятие апрель воспитатель 5 «Детское экспериментирование» Родительское собрание май воспитатель
« Волшебница земля»