МОУ гимназия 7 г. Балтийска Директор Н.И.Федорова
Духовно-нравственное развитие личности Духовно-нравственное развитие личности осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. ФГОС: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Россия – многонациональная страна
Дискуссии вокруг вопроса о преподавании в школах дисциплин, которые направлены на духовно- нравственное просвещение подрастающего поколения идут в нашем обществе давно и, безусловно, не только требуют самого пристального внимания, но и уже окончательного реагирования на эти дискуссии со стороны государства. «Я принял решение поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики». Д.А.Медведев
Нормативно - правовое обеспечение комплексного курса
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П ) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П ). Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П ) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П ). Нормативно - правовое обеспечение комплексного курса
Конституция Российской Федерации; 1. Закон «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»); 2. Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П ); 4. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП- П ); 5. Письмо Министерства образования и науки РФ МД-942/03 от 18 июля 2011 года 5. Письмо Министерства образования и науки РФ МД-942/03 от 18 июля 2011 года Конституция Российской Федерации; 1. Закон «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»); 2. Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П ); 4. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП- П ); 5. Письмо Министерства образования и науки РФ МД-942/03 от 18 июля 2011 года 5. Письмо Министерства образования и науки РФ МД-942/03 от 18 июля 2011 года Нормативно - правовое обеспечение комплексного курса
Национальная доктрина образования Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" ФГОС начального общего образования (второго поколения) Протокол МКС от г. Протокол МКС от г. Протокол МКС от г. Комплексный учебный курс ОРКСЭ Примерная программа курса ОРКСЭ Методическое пособие для работы с родителями Национальная доктрина образования Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" ФГОС начального общего образования (второго поколения) Протокол МКС от г. Протокол МКС от г. Протокол МКС от г. Комплексный учебный курс ОРКСЭ Примерная программа курса ОРКСЭ Методическое пособие для работы с родителями Нормативно - правовое обеспечение комплексного курса
Соглашение о взаимодействии по вопросам введения учебного курса «ОРКСЭ» с Министерством образования и науки РФ Соглашение о взаимодействии по вопросам введения учебного курса «ОРКСЭ» с Министерством образования и науки РФ Нормативно - правовое обеспечение курса План министерства образования Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений на 2012/2013 учебный год (с учетом изменений)
Цель курса ОРКСЭ формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
Задачи курса ОРКСЭ знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики.
СТРУКТУРА КУРСА «ОРКСЭ» 4 класс (34 часа) Блок 1 (общий для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. (28 часов)выбранный модуль Блок 3 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Тематическое планирование модуля«Основы православной культуры» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия - наша Родина.1. II.Основы православной культуры 28 Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.1 Священное Писание. 1 Священное Писание и Священное Предание. 1 Во что верят православные христиане 1 Что говорит о Боге и мире православная культура 1 Что говорит о человеке православная культура 1 Христианское учение о спасении. 1 Добро и зло в православной традиции 1 Христианская этика. Заповеди блаженства 1 Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.1 Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду. 1 Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь 1 Спаситель. Победа над смертью 1
Творческие работы учащихся. Подведение итогов -2 Православие в России. 1 Православный храм 1 Православный храм и другие святыни 1 Православные Таинства. Символический язык православной культуры 1 Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) 2 Православный календарь, его символическое значение.1 Православный календарь. Почитание святых. 3 Православный календарь. Праздники.1 Христианская семья и ее ценности.1 III. Духовные традиции многонационального народа России 5 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1 Подготовка творческих проектов.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.1 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).1
Тематическое планирование модуля «Основы исламской культуры» Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия - наша Родина.1. Основы исламской культуры 28 Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия 1 Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.1 Пророк Мухаммад – проповедническая миссия 1 Прекрасные качества Пророка Мухаммада.1 Священный Коран и Сунна как источники нравственности 1 Общие принципы ислама и исламской этики.1 Столпы ислама и исламской этики.1 Исполнение мусульманами своих обязанностей.1 Обязанности мусульман.4 Для чего построена и как устроена мечеть.1 Мусульманское летоисчисление и календарь.1 Творческие работы учащихся.1 Подведение итогов.1 Ислам в России.1 Семья в исламе.1
Нравственные основы семьи в исламе.1 Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим.1 Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство.1 Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие.1 Забота о здоровье в культуре ислама.1 Ценность образования и польза учения в исламе.2 Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.2 Искусство ислама.1 III. Духовные традиции многонационального народа России 5 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1 Подготовка творческих проектов.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.1 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).1 Всего 34
Тематическое планирование курса «Основы буддистской культуры» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия - наша Родина.1 II.Основы буддийской культуры 28 Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия.1 Будда и его Учение.2 Буддийский священный канон.2 Буддийская картина мира.2 Добро и зло.1 Ненасилие и доброта.1 Любовь к человеку и ценность жизни.1 Милосердие и сострадание.1 Отношение к природе.1 Буддийские святые. Будды.1 Семья в буддийской культуре и ее ценности.1 Творческие работы учащихся.1 Подведение итогов.1 Буддизм в России.1 Основы буддийского Учения и этики.1 Человек в буддийской картине мира.2 Буддийские символы.1
Буддийский храм.1 Буддийские святыни.1 Буддийский календарь.1 Праздники в буддийской культуре.1 Искусство в буддийской культуре.1 Священные буддийские сооружения.1 Отношение к природе. III. Духовные традиции многонационального народа России 5 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1 Подготовка творческих проектов.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.1 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).1 Всего 34
Тематическое планирование курса «Основы иудейской культуры» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия - наша Родина.1 II.Основы иудейской культуры 28 Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. -1 Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». -1 Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма. -1 Патриархи еврейского народа. -1 Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. -1 Исход из Египта. - 1 Получение Торы на горе Синай.-1 Пророки и праведники в иудейской культуре.1 Храм в жизни иудеев.-1 Назначение синагоги и её устройство.-1 Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал.-1 Молитвы и благословения в иудаизме.-1 Добро и зло.-1 Творческие работы учащихся.-1 Подведение итогов.-1 Иудаизм в России.-1
Основные принципы иудаизма.2 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.1 Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.1 Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей.1 Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией.1 Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности.1 Еврейские праздники: их история и традиции.2 Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.1 Ценности семейной жизни в иудейской традиции. III. Духовные традиции многонационального народа России 5 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1 Подготовка творческих проектов.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.1 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).1 Всего 34
Тематическое планирование курса «Основы мировых религиозных культур» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия - наша Родина.1 II.Основы мировых религиозных культур 28 Культура и религия -2 Возникновение религий. Древнейшие верования-1 Возникновение религий. Религии мира и их основатели-1 Священные книги религий мира: Веды, Авеста. Трипитака -1 Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран -1 Хранители предания в религиях мира.-1 Человек в религиозных традициях мира-1 Священные сооружения -2 Искусство в религиозной культуре -2 Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. – 2 Творческие работы учащихся. -1 Подведение итогов-1 Религии России -2 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира -2 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.-2 Религиозные ритуалы в искусстве -1 Календари религий мира. Праздники в религиях мира - 2
Семья, семейные ценности -1 Долг, свобода, ответственность, учение и труд.-1 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий -1 III. Духовные традиции многонационального народа России 5 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.-1 Подготовка творческих проектов.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,и т.д.-1 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). -1 Всего 34
Тематическое планирование курса «Светская этика» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия - наша Родина. -1 II.Основы светской этики -28 Что такое светская этика?-1 Мораль и культура-1 Особенности морали -1 Добро и зло -2 Добродетели и пороки-2 Свобода и моральный выбор человека -1 Свобода и ответственность -4 Моральный долг -1 Справедливость -1 Альтруизм и эгоизм -1 Дружба -1 Что значит быть моральным? -1 Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества -1 Нравственный поступок-1 Золотое правило нравственности -1
Нравственный поступок 1 Золотое правило нравственности 1 Стыд, вина и извинение 1 Честь и достоинство 1 Совесть 1 Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы 2 Джентльмен и леди 2 Этикет 1 III. Духовные традиции многонационального народа России 5 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1 Подготовка творческих проектов.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.1 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.1 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).1 Всего 34
Вести курс ОРКСЭ могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку (письмо Министерства образования и науки РФ от МД-883/03) По состоянию на 01 апреля прошли курсовую подготовку 3 учителя: Михайлова Марина Валерьевна- учитель начальных классов, 1 квалификационная категория. Филиппова Светлана Викторовна- учитель начальных классов, высшая квалификационная категория. Мишина Ирина Григорьевна- педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория Создание кадровых ресурсов Создание кадровых ресурсов
Обеспечение условий по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Из речи Президента РФ 2009 г. Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным.
Из речи Президента РФ 2009 г. … все эти вопросы будут погружены в одну программу, соответственно, это будут одни и те же пособия по изучению. Таким образом, мы охватим всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо для обучения, сообразуясь с представлениями самих учеников, их родителей
Советы родителям Советы родителям Отнеситесь к новому курсу как к одному из средств воспитания ребенка Разговаривайте с детьми о том, что они узнали на уроке Воспитывайте у ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей Создавайте в общении с ребенком воспитывающие ситуации
Образовательные программы духовно- нравственного содержания в основной общей школе * Истоки * РХК * Русские умельцы * Живое слово
.количество Первые и призовые места школьный 16 чел. муниципальный 6 чел. 1-первое место(Колесникова Виктория) 3- вторых(АрхипковаВ., Алексеенко Е.,Положенцев А.) 1- третье (Косточко В.) региональный 2 чел. 1 призовое место (Колесникова В) Олимпиада по православной культуре
ru Полезные ссылки