КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И АНДРАГОГИКИ ГБОУ ДПО НИРО Проектирование, сценирование и экспертиза учебных занятий и уроков
Проектирование образовательного процесса - это Способ организации переход а обучающихся от ситуации дефицита в способах деятельности с теми или иными объектами познания к ситуации овладения данными способами Планирование - рассмотрение того, что будет делать (объяснять, спрашивать, контролировать, оценивать и т.д.) учитель Проектирование - организация собственных действий учащихся, управление их учебной деятельностью Кафедра педагогики и андрагогики
Технология проектирования П Р О Е К Т И Р О В А Н И Е КОНЦЕПТУА ЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММИРО ВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО (замысел) ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВОЕ СОГЛАСОВАНИЕ КООПЕРАЦИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ И РЕСУРСОВ НОРМАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО (реализация) Кафедра педагогики и андрагогики
Структурные компоненты проектирования образовательного процесса Цель – получение учащимися образовательного результата (личностного, метапредметного, предметного) на возможном для каждого уровне Предмет – актуальный уровень развития учащихся (с точки зрения предметных ЗУН, УУД) Объект – образовательная ситуация, т.е. специально организуемая учителем ситуация образовательного напряжения, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех ее участников Средства – методы обучения, организационные и коммуникативные умения, учебный материал, технические средства обучения и т.п. Кафедра педагогики и андрагогики
Мыследеятельностное пространство проектирования урока Образ учащегося с некоторым исходным уровнем развития Образа учащегося с проектируемым уровнем образовательных результатов (цель) Система условий достижения поставленной цели КОНЦЕПЦИЯ Прогностическая модель учебной деятельности Сценарий урока Виды необходимых коопераций ПРОГРАММА Составление системы заданий для организации деятельности обучающихся Распределение учебных материалов по этапам урока Хронометраж урока ПЛАН Кафедра педагогики и андрагогики
Деятельностное пространство проектирования урока рефлексия предшествующей деятельности; осознание учащимися потребности в преодолении противоречия между «знанием» и «незнанием»; выделение объекта изучения и освоения (определение основной учебной задачи предстоящей работы); ориентировка в действиях, которые нужно проделать, чтобы получить образовательный продукт СОВМЕСТНОСТЬ Совместно – распределенная деятельность Оперативное педагогическое управление Учебное сотрудничество ОБЩНОСТЬ рефлексия (анализа путем мысленного возвращения к прошлым действиям) учебной деятельности самими учащимися; оценка (анализа путем сопоставления результатов деятельности с поставленными основными и частными целями) учебной деятельности; ориентации на будущее развитие полученных на уроке знаний и умений НОРМИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА Кафедра педагогики и андрагогики
Ориентировочная основа деятельности учителя по проектированию урока 1. Определение главных образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных),которые выделены в программе по предмету и реальны для достижения в рамках времени, отведенного на освоение темы урока. 2. Актуализация мотивационного, когнитивного и инструментального ресурса учащихся в сознании учителя. Учитель прогнозирует действия учащихся в отношении к теме и проблеме предстоящего урока, корректирует при необходимости планируемое содержание и средства обучения. 3. Ценностная ориентация педагога по отношению к проблематике темы урока. Необходимо найти и зафиксировать многообразие или хотя бы две противоположные точки зрения на изучаемую проблему. 4. Определение смысла урока, соотнесение этого смысла с главными целями по изучаемому курсу. Кафедра педагогики и андрагогики
Продолжение … 5. Разработка ведущей идеи урока, которая обуславливается приоритетами в области формируемых УУД, выбранным типом урока, а также предполагаемой формой образовательного продукта. 6. Формулировка заданий, определяющих организацию различных этапов урока. Предлагаемый ученикам материал имеет форму среды, в которой те будут действовать. 7. Соотнесение возможных результатов учеников с требуемыми ФГОС. Определение видов образовательной продукции учащихся. 8. Уточнение и письменное формулирование целей урока. Например: «Составить числовой ряд на основе собственной математической закономерности» (предметная цель); «Сформулировать понятие «закономерность» (метапредметная цель); «Научиться формулировать свою цель, способ работы, возникшую трудность, освоить способ графической рефлексии» (личностная цель). 9. Разработка одного или нескольких вариантов структуры урока. Кафедра педагогики и андрагогики
Продолжение … 10. Написание конспекта (плана) урока. Его примерная структура: тема урока, класс, дата проведения; тип урока; цели урока; оборудование и материалы к уроку; главная проблема урока; этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам; формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока.; предполагаемые результаты выполнения заданий учениками (желательно указать 2-3 возможных варианта результата); рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски; задание ученикам по рефлексии их деятельности; формы контроля и оценки результатов урока; задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально); рекомендуемые ученикам материалы (учебники, пособия, CD-Rom, адреса в сети Интернет и т. п.); список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку. Кафедра педагогики и андрагогики
Сценирование урока Моделирование образовательных событий, ситуаций и создание условий для позиционной коммуникации в них В сценарной технологии акцент делается не на способах передачи информации и формирования умений и навыков, но на работе со способностями учащихся, под которыми понимается возникновение у школьника собственных средств и способов работы на основе присвоения способов деятельности, заданных как нормы в культуре Сценирование непосредственно связано с организацией позиционного конфликта, выбивающего учеников из стереотипного учебного поведения, что позволяет создать интерес, выделить подлежащие усвоению средства и способы деятельности, соотнести их с культурными нормами, и, наконец, их присвоить и развить их Кафедра педагогики и андрагогики
Наличная ситуация Будущее МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЦЕНИРОВАНИЕ Мыслительный переход в будущее проектирование Практический переход в будущее - сценирование Идея Г.П. Щедровицкого о «мыслительном» и «телесном» способах перехода в будущее Кафедра педагогики и андрагогики
Дидактическое сценирование - создание мысли коммуникационного события и ситуации учения-обучения, в которых осуществляется освоение учеником культурных способов понимания, исследования, проектирования, решения творческих задач, ориентировки в сложной информационной среде Признаки сравнения ПланированиеСценирование Предмет педагогической деятельности Предметные знания, умения и навыки Мыследеятельностные способности учащихся Содержание образования Предметный материал, который нужно передать учащимся Реальный план мысли деятельностных и жизнь деятельностных процессов, протекающих в классе Основная единица педагогической работы Предметная тема, раздел программы Мыслекоммуникативное событие, ситуация учения - обучения Основной образовательный результат Формирование новых ЗУНов Открытие нового способа, новой формы действия
Типы ситуаций учения - обучения 1 тип при расхождении между сценарием занятия и реально возникшей на занятии ситуацией - ситуация игнорируется и продолжается движение по заранее заготовленному сценарию 2 тип при расхождении между сценарием занятия и реально возникшей на занятии ситуацией - сценарий начинает меняться в зависимости от конкретной ситуации, и работа осуществляется по законам ситуации З тип педагог сам организует ситуацию, в которую помещает себя и учеников и которая является условием поиска и принятия учениками нового средства деятельности 4 тип педагог так строит работу с учениками, чтобы они сами ставили задачи, в которых для них появляется необходимость поиска и принятия нового средства деятельности Ситуация учения-обучения - специально организованные педагогом условия, в которых обучающимся необходимо осуществлять самостоятельную деятельность, но средств недостаточно, и ребята испытывают затруднение Кафедра педагогики и андрагогики
Сценарий Структура сценария зависит от трех составляющих: уровня развития детей, законов деятельности педагога и выделенного содержания образования Определить характеристики продукта обучения в логике типологии образовательных результатов по ФГОС Выявить необходимые условия и средства, позволяющие обучающимся построить учебную деятельность или элемент деятельности Подобрать предметный материал, отвечающий трем предыдущим требованиям Сконструировать форму обучения, в которой будет организована учебная деятельность (информирующая, заданиевая, задачная, проблемная, проектная) Определить механизм, обеспечивающий самостоятельность обучающихся в постановке и решении задачи Представлять, в чем состоит образец деятельности и способы его фиксирования Кафедра педагогики и андрагогики
Технология сценирования урока 1-й этап – построение сценарного описания: моделирование структуры разного типа действия, которые должны будут осуществлять учащиеся; продумывание собственных управленческих действий, формулировка заданий, которые помогут удержать ситуацию в нужном направлении, «проигрывание» в своем сознании «ходов» учащихся. 2-й этап – осуществление этого сценарного описания: учитель использует только дидактическую схему передаваемого содержания, описанную в разработанном сценарии, но сама ситуация промасливается и проговаривается в режиме импровизации индивидуально. Важно заранее продумать: каким образом можно перепроектировать задания, в зависимости от уровня понимания их детьми; как усложнить или наоборот, разложить на ряд более простых задач задание для учащихся 3-й этап – рефлексия произошедшего события: должны быть осознаны все «смещения» и приращения, которые претерпело сценарное описание; построена позиционная схема произошедшего события, выделен и схематически зафиксирован принцип действия, осознана смена средств, которые использовал учитель и использовал ученик в своей деятельности в начале ситуации и после нее, осуществлена рефлексия смены способа действия у того и другого и т.д. 4-й этап – построение законченного сценария Кафедра педагогики и андрагогики
Основные этапы технологии сценирования проимитировать в своем мышлении разного типа действия, которые будут, вероятно, осуществлять учащиеся продумать собственные управленческие действия, сформулировать задания, которые помогут удержать ситуацию в нужном направлении, проиграть ходы учащихся Построение сценарного описания (этап замысливания урока) ситуация на уроке должна выстраиваться так, что педагог, сохраняя и удерживая структуру того знания, которое он хочет передать ученику, идет на максимальный контакт с ним, пытаясь предъявить собственный образец действия на данном этапе сценарное описание получает дальнейшую конкретизацию и корректировку Осуществление сценарног о описания, собственно организация ситуации учения - обучения осознаны все «смещения» и приращения, которые претерпело сценарное описание осознана смена средств, которые использовал учитель и использовал ученик в своей деятельности в начале ситуации и после нее, отрефлексирована смена способа действия у того и другого и т.д. Рефлексия ситуации учения - обучения Построение законченного сценария сценарий – это текст, посредством которого учитель может передавать другим педагогам выстроенный им образец Кафедра педагогики и андрагогики
Рефлексия деятельности педагога по подготовке занятия и его проведения Удалось ли создать для учащихся ситуацию затруднения? В чем именно она заключалась? Как учащимся удалось преодолеть затруднение? Что реально освоили учащиеся? Что происходило вопреки замыслу? Причины такого развития событий? Была ли ситуация затруднения в ходе занятия для учителя? Что нужно изменить в первоначальном замысле урока? Кафедра педагогики и андрагогики
Требования к этапам реализации сценарной технологии 1) до проведения занятия: продумать «точки рефлексии»: Что хотим получить? Что не получается? Почему не получается? 2) в процессе занятия: создание ситуации, когда ученик хочет что-то сделать, но не может по причине нехватки знаний или способов деятельности; приобретение в процессе выхода из ситуации средств: знаний и способов; 3) после занятия: продумать рефлексию: Какие действия были проделаны? Какие действия были ошибочны? Как мы обнаружили ошибки? Что помогло выйти из ситуации? Кафедра педагогики и андрагогики
Методические принципы проектирования и сценирования уроков Принцип мотивации коллективной и индивидуальной деятельности. Включение ученика в деятельность как субъекта предполагает моделирование мотивирующих ситуаций на разных этапах деятельности Внешние ситуации мотивации: - условные, искусственные, явно выдуманные, которые учащиеся принимают как условие игры (письмо гномов, знаки инопланетян, встреча с иностранцем) - правдоподобные ("в параллельном классе спорили...","мой сосед по площадке..." и т.д.) - реальные ситуации, вопросы, несвоевременно заданные на данном уроке, реплики, становящиеся замечательным материалом для будущих уроков, разнообразные жизненные ситуации) Требования к внутренней мотивации: - Проблема, "ловушка" должна встретиться учащемуся при выполнении успешной привычной деятельности. Задача учителя - подобрать отвечающий этой цели дидактический материал. - Начало поиска решения должно быть задержано на столько времени, сколько потребуется для осознания проблемы (для рефлексивного контроля), для включения в рефлексию большей части класса. - Чрезвычайно важно определить и точно сформулировать предмет поиска. Кафедра педагогики и андрагогики
Принцип исследования Суть реализации принципа исследования состоит в понимании нерасчленимого единства целей, содержания, метода и результата обучения. Именно содержание (отказ от подачи готовых результатов научных исследований, готовых знаний, необходимость постигать суть изучаемых явлений) определяет метод (моделирование ситуаций, в которых учащиеся, отталкиваясь от анализа единичного примера найдут определенные пути к обнаруживанию явления, к пониманию его сути, а затем определят способ действия с разнообразными проявлениями этой сути). Вэтом процессе и происходит личностное приращение, шаг, который и называют развитием Кафедра педагогики и андрагогики
Принцип ориентации на способ Становлениие опыта творческой деятельности напрямую связано с обнаружением и присвоением субъектом общего способа действия (что предполагает овладение лежащим в его основе научным знанием), не подменив его целью решения конкретно-практической задачи. Стремясь к конкретному результату, ученик ставит промежуточную цель - определить - как, каким способом решаются подобные задачи и "присвоить" способ. Цель учителя - реализуя принцип ориентации на способ, актуализировать именно промежуточную учебную цель: как? как это делать? как узнавать, применять обнаруженное явление? как отличить его от подобных? Кафедра педагогики и андрагогики
Принцип проектирования Проектирование урока осуществляется в трех педагогических аспектах: предметно- логический аспект (логика развертывания учебного материала), структурно- деятельностный (учитель проектирует ситуации включения учащихся в учебную деятельность), организационно-коммуникативный аспект (моделирование ситуаций, в которых могут возникнуть необходимые формы общения: учитель - ученик, ученик - ученик, групповые, фронтальные формы) Кафедра педагогики и андрагогики
Принцип включенности учителя в совместно- распределенную учебную деятельность Предварительные (прогностическое) проектирование логического русла урока, его этапов, шагов. Фиксация хода, этапов урока в его процессе. Рефлексивные точки в конце каждого этапа, рефлексивный анализ в конце урока. Периодическое фокусирование внимания учащихся на предмете исследования разными способами, действиями учителя. «Подсовываниие» учителями дидактического материала, вопроса, версии с целью движения к новому этапу. Включение учащихся в самооценивание. Своевременная и целенаправленная смена позиций учителя: выраженное отношение к конкретной ситуации полилога, способное играть определенную акцентирующую роль учащиеся в процессе общения принимают, осваивают позиции учителя Кафедра педагогики и андрагогики
Принцип передачи функции оценивания учащимся создавать условия, подкидывать ситуации, в которых подросток будет приобретать самостоятельное целеполагание, способность к анализу, рефлексии передать формирующемуся субъекту учебной деятельности полномочия учителя по оцениванию, включить его в процесс оценивания Принцип предполагает создание условий для формирования способности школьника регулировать собственную учебную деятельность Кафедра педагогики и андрагогики
Экспертиза учебных занятий Экспертиза (от лат. expertus - опытный) представляет собой исследование с представлением мотивированного заключения специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний, включающее систему организационных, логических и математико-статистических процедур, направленных на получение информации и ее анализа с целью выработки оптимального решения. Предмет экспертизы - ситуация, которая не может быть однозначно определена при помощи существующих норм (нет норм) или по отношению к которой существует много разных норм, идей, точек зрения, позволяющих по-разному трактовать ее суть - уникальная ситуация развития субъектов образовательного процесса Кафедра педагогики и андрагогики
Три плана экспертно-аналитической деятельности в пространстве взаимодействия эксперта и участников экспертируемого процесса С точки зрения непосредственных участников события позиции учителя: - субъективно для учителя, с точки зрения его декларируемых целей и задач с позиции ученика, что он осознает, понимает ли каких результатов, он должен достигнуть «Реально» (с позиции эксперта) наблюдает деятельность учителя и реконструирует его цели, а также деятельность и поведение учеников, как результат реализации замысла учителя Что происходит «на самом деле» вне и помимо замысла учителя Кафедра педагогики и андрагогики
Объекты экспертизы образовательного процесса замысел (идеи, ценности, принципы, положенные в основу выбора содержания; представления о результатах, способах их фиксации, то есть цели и задачи как декларируемые, так и реальные, а также неосознаваемые, скрытые, реализуемые автоматически или на интуитивном уровне; содержание образования (обучения) (знания, предметные умения, компетентности, жизненные навыки) и его отношение к замыслу, связь с ним или, наоборот, противоречие замыслу; система оценивания новых образовательных результатов: критерии достижения требуемых результатов, степень их понимания учащимися и учителями; методы оценки; индивидуальные стилевые особенности деятельности учителя: методы влияния на учеников, властная дистанция, эмоциональная атмосфера и т. д.; деятельность и поведение учащихся на уроке; Кафедра педагогики и андрагогики
Продолжение … управление образовательным процессом; другие, не классно-урочные, формы жизнедеятельности учащихся и их роль в образовательном процессе (студии, мастерские, праздники, клубы, самоуправление); скрытое содержание образования - уклад школьной жизни или организационная культура: характер и содержание взаимоотношений учителей друг c другом и учениками в классе и вне его, взаимоотношения учителей с администрацией и администрации с родителями и учащимися; работа с родителями: декларируемые и реальные установки и задачи педагогического коллектива в работе с родителями, методы их достижения; рефлексия учителем собственной педагогической деятельности Кафедра педагогики и андрагогики
Виды экспертизы урока Экспертиза разработки (сценария) урока – на предмет его реалистичности, реализуемости и возможности достижения желаемого образовательного результата Экспертиза реального (или видео) урока – наиболее целостная, предполагает работу в трех планах экспертно – аналитической деятельности, в реальной практике обязательно сопряжена с самоанализом урока учителем Кафедра педагогики и андрагогики
Матрица экспертизы урока Критерий оценки Показатели Оценка 1. Глубина раскрытия темы Содержаниеучебного занятия соответствует заявленной теме; ориентировано на формирование целостной картины мира, получение всех видов образовательного результата: предметного, метапредметного и личностного; на уроке педагог акцентирует внимание учащихся на важности и значимости темы учебного занятия (возможность найти ответ на вопрос «Зачем нужно изучать данную тему?»); присутствует логика в раскрытии темы 2. Оригинальность методических приемов Используемые методы и приемы адекватны целям и содержанию учебного занятия; разнообразие используемых методических приемов, адекватность их подбора под задачи отдельных этапов учебного занятия; наличие ярко выраженного индивидуального стиля психолого- педагогического общения педагога с классом, способствующего высокой продуктивности образовательной деятельности Кафедра педагогики и андрагогики
Продолжение … 3. Умение организовать использование учащимися разных типов и видов источников знаний Представленность в образовательной среде учебного занятия различных видов информационных средств, в том числе использование возможностей сети Интернет; наличие специальных заданий, побуждающих учащихся к поиску информации в различных источниках; демонстрация в ходе учебного занятия умений учащихся выявлять причинно- следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать свои суждения примерами 4. Умение организовать взаимодействие учащихся между собой Использование педагогом различных приемов организации групповой работы учащихся; демонстрация в ходе учебного занятия действий учащихся по планированию учебного сотрудничества, использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построению монологических высказываний, владения ими диалогической формой речи; поддержка оптимального уровня дисциплины в ходе учебного занятия при смене форм взаимодействия участников образовательного процесса Кафедра педагогики и андрагогики
Продолжение … 5. Умение создавать и поддерживать высокий уровень мотивации и высокую интенсивность деятельности учащихся Использование специальных приемов мотивации учащихся, стимулирования их интереса к теме учебного занятия, активизации их творческого потенциала; психологический комфорт и положительный эмоциональный фон учебного занятия; создание у учащихся активной установки на позитивное принятие учебной деятельности и ее удержание в ходе учебного занятия Кафедра педагогики и андрагогики