Национальное исследование качества начального образования Сост. Тихомирова О.В
Для чего? осуществление мониторинга первых результатов перехода на ФГОС выявление общего уровня подготовки школьников выявление системных тенденций, связанных с реализацией перехода на ФГОС сбор научных данных в целях совершенствования содержания образовательных программ начального общего образования, методов и средств обучения в начальной школе
Характеристики кластеров для формирования выборки (всего 80 субъектов РФ, участников) Номер кластера Уровень математического образования Уровень образования по русскому языку Уровень экономического развития 1 высокий и средний высокий 2 (ЯО)высокий и средний средний … 10 низкий
Общие результаты Наличие значительной доли хорошо подготовленных четвероклассников. Подавляющее большинство участников исследования успешно справились с работой Сравнение данных исследования в 4 классе по математике с данными НИКО по математике в 5–7 классах, проведенного в октябре 2014 года, еще раз подтверждает сделанный ранее вывод о том, что от 4 к 7 классу происходит резкое снижение результатов, сопровождаемое снижением интереса к обучению и накоплением дефицитов в освоении учебной программы
Взаимосвязь результатов с региональными особенностями Связь результатов НИКО с уровнем результатов ЕГЭ в регионе проживания участников: различия в уровнях предметной подготовки, фиксируемые на этапе проведения ЕГЭ, закладываются уже в начальной школе Связь результатов НИКО с объемом валового регионального продукта на душу населения: отсутствие существенных различий в результатах групп регионов с различным уровнем валового регионального продукта на душу населения
Сопоставление с контекстными данными об образовательной организации и участник ах Связь результатов НИКО с расположением образовательной организации: наличие системных проблем в обеспечении равенства возможностей получения качественного образования между школьниками из городских и сельских поселений Связь результатов НИКО с видом образовательной организации (НОШ и ООШ, СОШ, СОШ «повышенного уровня): выявленные расхождения результатов объясняются в том числе различием контингента обучающихся, а также различием реализуемых методик обучения Гендерные различия в результатах НИКО: по всем исследованным учебным предметам средние баллы НИКО у мальчиков ниже, чем у девочек. Менее всего различаются результаты мальчиков и девочек по математике; более всего – по русскому языку Связь результатов НИКО со школьными отметками в предшествующей четверти (триместре): наличие устойчивой связи между отметками четвероклассников в школе и результатами выполнения диагностических работ НИКО Связь результатов НИКО с долей обучающихся в классе, для которых русский язык не является родным: в группе классов с высокой долей обучающихся, для которых русский язык не является родным, результаты значимо ниже, чем в остальных группах
Сопоставление с контекстными данными об образовательной организации и участниках Связь результатов НИКО с уровнем профессионального образования учителей: наличие связи между квалификационной категорией учителя и результатами обучающихся, с одной стороны, и наличие существенных различий в требованиях для присвоения учителям квалификационных категорий в различных группах регионов – с другой Связь результатов НИКО с возрастом и педагогическим стажем учителей : наиболее высокие результаты по русскому языку и предмету «Окружающий мир» получают обучающиеся у учителей, педагогический стаж которых от 19 до 30 лет. Средние баллы за диагностическую работу по математике растут у обучающихся с ростом стажа (и возраста) их учителей Связь результатов НИКО с нагрузкой учителей : с ростом нагрузки учителей ухудшаются результаты НИКО их учеников. Наиболее четко эта тенденция видна в результатах по русскому языку. Результаты по математике самые независимые от нагрузки учителя по тарификации
Сопоставление с ответами участников исследования на вопросы анкеты Связь результатов НИКО с общением с одноклассниками: результаты свидетельствуют о том, что общительные дети имеют более высокие результаты НИКО по всем исследованным учебным предмета Связь результатов НИКО с занятиями в системе дополнительного образования В целом результаты НИКО показывают, что четвероклассники, занимающиеся в системе дополнительного образования, имеют более высокие достижения в предметных областях Связь результатов НИКО с посещением группы продленного дня: наличие существенной разницы в функционировании группы продленного дня в разных группах регионов. В регионах с высоким ВРП результаты участников, посещающих группу продленного дня, выше. В регионах со средним и низким ВРП эти результаты, наоборот, в той или иной степени ниже. Связь результатов НИКО с желанием ездить на экскурсии: отношение к посещению экскурсий существенно различается у обучающихся из различных групп регионов, что, возможно, связано с качеством и содержанием экскурсий. Связь результатов НИКО с участием в домашних делах: полученный результат также косвенно подтверждает гипотезу о влиянии на результаты обучающегося внимания со стороны семьи, поскольку как ответ в соответствии с социальными ожиданиями, так и ответ в соответствии с действительностью с большой вероятностью обусловлен таким вниманием.
Сопоставление с ответами участников исследования на вопросы анкеты Связь результатов НИКО с желанием узнавать что-то новое на уроках: в целом участники НИКО, которым нравится узнавать на уроках что-то новое, имеют более высокие результаты по всем предметам. Наиболее заметная разница наблюдается в результатах НИКО по математике. Четвероклассники из сельских школ указывали, что им нравится узнавать что-то новое, несколько чаще, чем участники НИКО из городских школ. Связь результатов НИКО с желанием проводить опыты: результаты НИКО тех, кто любит проводить опыты, выше по всем предметам почти во всех кластерах
Выводы рекомендации отмечается наличие существенной разницы в подготовке учителей начальной школы в разных группах регионов, необходимо совершенствовать систему переподготовки и аттестации учителей чем больше семья участвует в жизни ребенка, тем выше его результаты в учебе, необходимо привлечение семьи в качестве одного из субъектов образовательного процесса необходимо развивать систему дополнительного образования, способную удовлетворить разнообразные запросы школьников и их родителей необходимо совершенствовать организацию и содержание работы в группах продлённого дня, развивая разнообразные формы внеурочной деятельности определённая доля учителей не понимает или в недостаточной степени понимает задачи организации и саму суть проектной деятельности, необходимо на региональном/муниципальном уровне организовать повышение квалификации учителей в области организации проектной деятельности обучающихся предметные результаты базового уровня обучающихся из городских школ значительно выше, чем у обучающихся из сельских школ, субъектам РФ следует обратить особое внимание на организацию системы повышения квалификации учителей, работающих в сельских школах, в соответствии со спецификой этой группы образовательных организаций
Обращаем внимание на КПК Индивидуальная программа развития профессиональной компетентности учителя начальной школы Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога Проектно-исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников как инструмент реализации ФГОС Внеурочная деятельность в начальной школе Достижение метапредметных результатов средствами предметных областей
…и предлагаем сетевой проект РИП «Тьюторское сопровождение профессионального развития учителя начальной школы как способ реализации дополнительного профессионального образования педагогов»
Спасибо за внимание