Каранина Кристина Владимировна магистрантка 2 курса программа «Высшее образование». Научный руководитель-к.п.н., доцент, Гладченкова Наталья Николаевна
Актуальность: Развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Во ФГОС начальной школы отводится большое внимание внеурочной деятельности, так как она предоставляет большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. По мнению современных исследователей (В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова и др.) школьное образование должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. 2
3
4
Цель исследования: теоретически определить и проверить на практике педагогические условия развития личностных компетенций младших школьников в пространстве внеурочной художественно-эстетической деятельности. Объект исследования: развитие личностных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности. Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие развитие личностных компетенций младших школьников в пространстве внеурочной художественно-эстетической деятельности. 5
Гипотеза исследования: процесс развития личностных компетенций младшего школьника, будет более эффективным, если: 1) под личностными компетенциями младших школьников будут пониматься: способность обучающихся к саморазвитию, самооценку, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно- смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции, умение вести диалог, аргументировать свою позицию и личностные качества (самостоятельность, трудолюбие, обучаемость, честность, уверенность в себе и пр.); 2) в школе создана система внеурочной деятельности, обеспечивающая личностное развитие обучающихся; 3) пространство внеурочной художественно-эстетической деятельности будет включать театральную деятельность младших школьников; 4)педагогические условия будут основываться на субъект-субъектном взаимодействии учителя и ученика, сотворчестве, использовании системы творческих заданий. 6
7 Задачи: 1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме развития личностных компетенций младших школьников. 2. Выявить составляющие системы внеурочной деятельности младших школьников. 3. Создать модель пространства внеурочной художественно- эстетической деятельности 4. Провести диагностику эффективности педагогических условий, обеспечивающих личностное развитие обучающихся в театральной деятельности.
Положения, выносимые на защиту: 1. Личностные компетенции младших школьников – это способность обучающихся к саморазвитию, самооценке, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции, умение вести диалог, аргументировать свою позицию и личностные качества (самостоятельность, трудолюбие, обучаемость, честность, уверенность в себе и пр.); 8
Востребованность внеурочной деятельности в 3 «В» классе. 9
Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности. В своей педагогической деятельности в 3В классе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: Направление деятельности Название программы 2 класс 3 класс Всего Спортивно-оздоровительное««Поиграй со мной»»448 Духовно-нравственное«Я -гражданин России»112 Социальное«Психологическая азбука» 11 2 Общеинтеллектуальное«Гимнастика для ума»2 24 Общекультурное Театральная студия «Сказка»224 Итого
11 Система внеурочной деятельности. Личностные компетенции Театральная студия « Сказка» « Я- гражданин России» «Поиграй со мной» «Психологическая азбука» « Гимнастика для ума"
12 Положения, выносимые на защиту: 2. Внеурочная деятельность в начальной школе включает следующие системные направления: спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетической (общекультурное), социальное. Система внеурочной деятельности может быть представлена компонентами - занятиями «Гимнастика для ума», «Я - гражданин России», «Поиграй со мной», «Психологическая азбука», театральной студией «Сказка».
13 Модель пространства художественно-эстетической деятельности как условия личностного развития обучающихся. Театральная студия «Сказка» Личностные компетенции Театральная игра Ритмопластика Культура и техника речи Основы театральной культуры Работа над спектаклем
Спектакль «Как Иван - Дурак женился» 14
Спектакль «12 месяцев» 15
3. Модель пространства внеурочной художественно-эстетической деятельности, основанное на театральной деятельности и направленное на развитие личностных компетенций обучающихся, включает следующие компоненты: «Театральная игра», «Ритмопластика», «Культура и техника речи», «Основы театральной культуры» и «Работа над спектаклем». Положения, выносимые на защиту: 16
Таблица 2. Сопоставление уровня самооценки (по методике Т.Дембо-С.Рубинштейна) со средним баллом успеваемости в 3В классе и 3 Е По итогом контрольного эксперимента произведем сравнение с первоначальном результатом в констатирующим эксперименте. Приведем таблицу (Табл. 8 сравнений и покажем качественное отличие на диаграмме. 17 Уровни Процентное соотношение На начало На конец 2Е2В3Е3В Высокий 40%20%35%30% Достаточный 34%67%55%70% Недостаточный 26%13%10%0%
Сравнительный анализ по итогам контрольного эксперимента. Рис. __9_ Рис. _10__ 18
19
20 Положения, выносимые на защиту: 4. Педагогические условия, которые обеспечивают личностное развитие через участие обучающихся в театральной деятельности, основываются на субъект - субъектном взаимодействии учителя и ученика, сотворчестве, использовании системы творческих заданий (игр, беседа, изучение основ сценического мастерства, мастерская образа, мастерская костюма, декораций, инсценирование прочитанного произведения, постановка спектакля).
21
22 Спектакль «Дюймовочка»
23