ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ Курсы повышения квалификации Сургутского государственного педагогического университета Материал представила: Мамонтова О.В., воспитатель МАДОУ ДС 6 «Сказка» май 2015 год
ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; 2. ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; 3. НОРМАТИВНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1. Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Например, если ребенок захотел нарисовать какой- либо предмет и нарисовал его, то мы не можем говорить о том, что он реализовал проектную деятельность, т.к. это не проблемная ситуация. Если же ребенок хочет выразить в рисунке свое отношение к предмету, то в этом случае возникает особая проектная задача, связанная с исследованием возможностей и поиском форм передачи своего отношения к предмету.
2. Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Простого интереса недостаточно. Необходимо, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование. Например, подготовка к празднику. Ребенок может быть заинтересован в подготовке к празднику, но проектная деятельность начнется только в тот момент, когда педагог совместно с ребенком попытается понять, что это событие значит для каждого из них. Как только определен смысл, можно искать способы его предъявления.
3. Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕЛЬ – исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка в сферу его интересов.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА 1 этап: предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Стратегии поведения педагога: - педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос (например, откуда берется электричество?);
- педагог внимательно наблюдает за деятельностью детей и выявляет сферу интересов каждого ребенка. Затем создается особая ситуация, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу (например, девочку, которая любит играть в куклы и одевать их, можно подвести к вопросу о том, как раньше выглядели куклы, во что их одевали и т.д.). - привлечение родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта. - ИТАК, 1 этап заканчивается формулировкой вопроса.
2 этап: оформление проекта Первая страница проекта посвящается формулировке основного исследования. Как правило, представляет собой красочный заголовок, создаваемый общими усилиями: родители пишут надпись, ребенок украшает страницу (например, «Почему собаки кусаются?»). Вторая страница раскрывает важность поставленного вопроса с точки зрения ребенка, сверстников, родителей, знакомых. Ребенок должен самостоятельно провести опрос и нарисовать иллюстрации, изображающие содержание ответов. Важно, чтобы в проекте было представлено несколько разных точек зрения, одна должна принадлежать ребенку (например, «Могут кусать бездомные собаки, они защищают себя»).
Третья страница посвящается выбору наиболее правильного ответа, с точки зрения ребенка. Ребенок должен не только выбрать и зафиксировать ответ, но и объяснить свой выбор (например, «Если на собаку махать палкой, она может подумать, что вы нападаете, и укусит»). Четвертая страница посвящается возможным способам проверки предложенного ребенком ответа. В нижней части страницы ребенок должен нарисовать тот способ получения информации, которым он воспользовался (обращение к взрослому, книга и т.д.)
На пятой странице изображается результат проверки правильности ответа (например, «Я теперь знаю! Нельзя: кричать на собак; махать резко руками, пугать, убегать, тянуть за хвост, бить. Собака может укусить!»). На шестой странице ребенок показывает, где можно применить проект: рассказать в группе, организовать игру и т.д. Возможные сферы применения зависят от содержания проекта.
3 этап: защита проекта. Ребенок вместе с родителями должен подать заявку на защиту проекта, т.е. подойти к воспитателю и выбрать время защиты. Важно, чтобы родители присутствовали на защите проекта и помогли ребенку подготовить рассказ о проделанной работе. Перед началом своего выступления ребенок все страницы проекта вывешивает на стенде, затем рассказывает о проделанной работе. 4 этап: педагог организует выставку проектов. Затем придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах. По окончании выставки проекты включаются в библиотеку группы, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе.
ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Данный вид проектов чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею, но для реализации выбирается только одна. Творческий проект отличает его долгосрочность. Обычно обсуждение и выбор идеи занимает 2-3 недели.
ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Данный вид проектов чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею, но для реализации выбирается только одна. Творческий проект отличает его долгосрочность. Обычно обсуждение и выбор идеи занимает 2-3 недели.
ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 этап: проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых (праздники, оказание помощи пожилым людям и др.) 2 этап: определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности(например, праздник «День Святого Валентина» – рассказать о нем детям, обсудить отношение детей к этому празднику, затем подумать, как можно поздравить детский сад с этим праздником)
3 этап: дети высказывают свои идеи реализации проекта (например, можно вырезать гирлянды, сделать открытку, нарисовать картину и т.д.) 4 этап: воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи. После того как дети зарисуют собственные идеи, они должны подумать о том, что необходимо для ее реализации. 5 этап: дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы. В заключении этого этапа выбирается идея, которая будет реализовываться в ходе творческого проекта. Выбор осуществляется следующим образом: воспитатель дает детям фишки, с помощью которых они «голосуют» – кладут на тот рисунок, в котором выражена наиболее интересная, с их точки зрения, идея.
6 этап: информирование родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд. 7 этап: работа по реализации общего замысла. Для этого дошкольники делятся на рабочие группы (например, одна группа выбирает цветную бумагу, другая – вырезает гирлянды и т.д.). 8 этап: педагоги продумывают, как представить полученный продукт (например, социальная презентация, направленная на то, чтобы показать ребенку значимость его усилий для окружающих) 9 этап: презентация продукта творческого проекта.
НОРМАТИВНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы: - запрещающие; - позитивно нормирующие; - поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие. Основная стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.
ЭТАПЫ НОРМАТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 этап: воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей (например, конфликтные ситуации, которые характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения) 2 этап: педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть.
3 этап: педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. 4 этап: педагог просит детей рассказать по очереди о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. 5 этап: педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно вести себя, чтобы избежать нежелательных последствий. После высказываний детей, педагог обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила.
6 этап: педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем 7 этап: дети объясняют, что они нарисовали 8 этап: связан с выполнением «знака» правила всеми детьми группы и включением его в книгу правил (например, красный круг – нельзя входить в игру; зеленый круг – можно играть по своему сюжету; желтый круг – можно играть в игру, но ничего в ней менять нельзя). Книга правил служит средством регуляции поведения дошкольников.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!