«Проектирование как инновационный метод обучения воспитанников» (теоретический) 900igr.net
Цель внедрения технологии проектирования в деятельность дошкольного учреждения. Цель образовательного проектирования – создать благоприятные условия, при которых дети: – через совместную или самостоятельную деятельность с желанием приобретают новые знания из различных источников; – учатся использовать полученные знания на практике, при решении познавательных задач; – приобретают коммуникативные навыки и навыки работы в команде; – приобретают исследовательские навыки.
«Метод проб и ошибок весьма неплох. Но бывает и так, что экспериментатор после очередной пробы больше никогда не делает ошибок. Поэтому изучайте опыт других, больше читайте мудрые книги. Все многократно описано. Найди стержень проблемы, ухватись за него покрепче и неуклонно следуй. Вот и все». (Из наставлений Генеши)
Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование – процесс создания проекта. Метод проектов - это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно услон няющихся практических заданий – методов (педагогический словарь)
Целесообразность использования проектной деятельности в ДОУ 1. Является одним из методов развивающего обучения и самообразования; 2. Способствует выработке исследовательских умений; 3. Способствует развитию креативности и логического мышления; 4. Объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий в ДОУ и профессиональных сообществ, курсах повышения квалификации; 5. Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы; 6. Повышает компетентность педагога; 7. Повышает качество образовательного процесса; 8. Предполагает стимулирование работы членов проектной группы;
Основные требования к использованию метода проектов Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы Самостоятельная деятельность педагогов под руководством педагога, координирующего проект Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий Практическая, теоретическая психолого-педагогическая, значимость предполагаемых результатов Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
Типология проектов в ДОУ ( по Е.С. Евдокимовой) По доминирующей деятельности (Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные По характеру содержания (Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов) По характеру контактов (Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями) По количеству участников (Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжи- тельности, долгосрочный) ПРОЕКТПРОЕКТ
Последовательность действий при создании проекта Определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности. Выдвижение проектной гипотезы. Поиск проектных методов исследования (мониторинговые процедуры, экспериментальные наблюдения, статистические методы). Обсуждение способов оформления конечных результатов. Сбор, систематизация и анализ полученных данных. Подведение итоговых, материальных результатов и их презентация. Формулирование выводов и выдвижение новых проблем для исследования. Распространение педагогического опыта.
Содержание проектной деятельности 1. Разработка педагогом проектов и мини- проектов. 2. Четкое формулирование проекта: целей, средств, программы действий. 3. Оценка проекта по критериям в соответствии с требованиями комплексной системы аттестации (экспертиза образовательного проекта). 4. Внесение руководителем ДОУ изменений и дополнений в образовательный проект. 5. Проведение презентации и защиты проекта. 6. Оформление педагогом-руководителем визитной карточки проекта и папки. 7. Консультации педагогов руководителями ДОУ.
Сравнительная характеристика проектов проект цель структура результат Информа ционный Изучение объекта. Анализ и обобщение фактов Получение и обра- ботка информации по установленной методике Доклад, альбом, презентация Творчес- кий Накопление творческого опыта. Развитие фантазии и воображения Детально не приора- батывается, только намечается. Подчи- нена конечному результату Фильм или концерт с четко продуман- ной структурой Игровой Накопление игрового опыта Детально не приора- батывается, только намечается. Подчи- нена конечному результату Ожидаемый, четко обозначенный, ориентированный на социальные интересы Практико- ориентированный Обогащение соци- ально-практического опыта Структура продумана. Четкая организация работы на каждом этапе Ожидаемый, четко обозначенный, ориентированный на социальные интересы
Цели презентации Обучение педагогов проектной деятельности. Обучение педагогов умению презентовать себя и свою работу. Повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности. Предоставление педагогам возможности для самовыражения и публичного выступления.
Функциональные обязанности руководителя проектной группы 1. Выбор проблемной образовательной области, постановка задач, формулировка концептуальной идеи и темы проекта. 2. Составление обоснования создаваемого проекта, определение конечного результата, его позитивности. 3. Детализация содержания, структуризация материала проекта. 4. Определение его объема, исследовательской роли участников проекта. 5. Координация деятельности участников проекта. 6. Обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками этапов проекта. 7. Проведение консультаций с членами проектной группы. 8. Оказание помощи педагогам в подготовке документации к защите проекта. 9. Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков. 10. Персональная ответственность за грамотное изложение содержания.
Вариативность алгоритма проекта Алгоритм 1-й шаг 2-й шаг 3-й шаг 4-й шаг 5-й шаг 6-й шаг Первый Интригующее начало, отвечающее потребностям детей. Обозначение взрослым проблемы. Определение взрослыми цели проекта, его мотивации. Привлечение детей к планированию деятельности и реалтиза- ция намеченного плана. Совместное движение взрослых и детей к результату. Совместный анализ выполнения проекта. Переживание результата. нет Второй Совместное выделение проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон. Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. Планирова- ние деятельности детьми при незначительной помощи взрослых. Определение средств и способов реализации. Выполнение детьми проекта.Диф фиренцирова ная помощь взрослых. Обсуждение результатов и хода работы, действий каждого. Выясне- ние причин успеха и неудач. Совместно с детьми определение перспектив проектирования. Третий Совместное выделение проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон. Самостоятель ное определение детьми цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. Планирова- ние детьми деятельности, определение средств реализации проекта при участии взрослого как партнера. Выполнение детьми проекта, творческие споры, договоренности, взаимообучение, по- мощь детей друг другу. Обсуждение результатов и хода работы, действий каждого. Выясне- ние причин успеха и неудач. Определение перспектив развитии проектной деятельности.
Педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода» Цель: обеспечение условиями для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования через интерактивные формы методической работы. Алгоритм игры: Вводная информация ведущего игры, Ознакомление участников с правилами игры, Проведение игры
1. Что такое педагогическое проектирование? 1. Дань моде, 2. Догма профессиональной деятельности педагога, 3. Вид педагогической деятельности
2. Место эпиграфа в структуре проекта 1. в начале; 2.середине; 3. им можно закончить проект.
3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности? 1.коллективный; 2.исследовательский; 3.долгосрочный.
4. Что такое гипотеза? 1. короткая аннотация проекта; 2. опасение педагога о неудачной реализации проекта; 3.предположение, требующее объяснения и подтверждения.
5. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования? 1. репродуктивный; 2. поисковый; 3. творческий.
6. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа? 1. реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями; 2. выдвижение гипотезы; 3. открытый показ деятельности по теме проекта.
7. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного этапа проекта? 1. сопоставление цели и результата проекта; 2. рефлексивная оценка проекта; 3. выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.
8. Презентуя проект, педагог должен: 1. показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы; 2. проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам; 3. привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.
9. Кто является основоположником проектного метода? 1. американский педагог демократ Джон Дьюи; 2. великий русский педагог К.Д. Ушинский; 3. французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".
Принятие решения Можно констатировать, что поставленные цели и задачи решены, а выдвинутая гипотеза подтвердилась: целенаправленая организация в ДОУ проектной деятельности побудет способствовать целостному развитию ребенка-дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуализации детей, а также сплочению как педагогического коллектива, так гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ