Задачи проекта «Перевод на СПГ 100 прогулочных теплоходов типа «Москва», эксплуатирующихся в черте города и зонах отдыха г. Москвы» г. Москва: снижение вредных выбросов в атмосферу;улучшение качества жизни москвичей; В результате реализации проекта заинтересованные стороны получат: Владельцы судов: снижение эксплуатационных затрат на топливо; снижение затрат на обслуживание двигателей; Поставщики СПГ: расширение рынка сбыта СПГ; уменьшение летнего провала потребления СПГ;
Теплоход пр.Р-51 «Москва» Прогулочный теплоход для поездок в черте города и пригородах пассажировместимостью 150 человек
Двигатель для работы на природном газе Электроагрегат газовый ЭГ 150-Т400-1Р мощностью 150 к Вт на базе двигателя ЯМЗ-238М2
Разрез головки блока цилиндров газового поршневого двигателя с искровым зажиганием поршень Впускной коллектор Выпускной клапан Выпускной коллектор Впускной клапан Камера сгорания Свеча зажигания Форкамера
Откуда водород? - реакции конверсии низших алканов в водород и оксид углерода Углекислотная конверсия топлива в моноксид: CnH2n+2 + nCO2 = 2nCO + (2n +1) H2 для метанаCH4 + CO2 = 2CO + 2H 2 ;для этанаC2H6 + 2CO 2 = 4CO + 5H2; для пропанаC 3 H 8 + 3CO 2 = 6CO + 7H 2 ; для бутана C 4 H CO 2 = 8CO + 9H 2 ; Парциальное окисление топлива до моноксида: CnH2n+2 + ½ nO 2 = nCO + (n +1) H2 для метанаCH4 + ½ O2 = CO + 2H 2 ; для этана C2H6 + O 2 = 2CO + 3H2; для пропанаC 3 H 8 + 3/2 O 2 = 3CO + 4H 2 ; для бутана C 4 H O 2 = 4CO + 5H 2 ; Паровая конверсия топлива в моноксид: CnH2n+2 + nH 2 O = nCO + (2n +1) H2 для метанаCH4 + H2O = CO + 3H 2 ; для этанаC2H6 + 2H 2 O = 2CO + 5H2; для пропанаC 3 H 8 + 3H 2 O = 3CO + 7H 2 ; для бутанаC 4 H H 2 O = 4CO + 9H 2 ; Параллельно идет паровая конверсия моноксида углерода (угарного газа) в водород и безвредный оксид углерода: CO + H2O = CO2 + H2
Топливная емкость СПГ производства НПО Гелиймаш
Размещение топливной емкости СПГ на судне
Место бункеровки теплоходов «Москва» 330 м
Подключение к городской газовой магистрали – трубопровод 2 км
Устройство бункеровки судов (стендер)
Показатели эффективности проекта срок окупаемости затрат на перевод теплоходов – 2,5 года предотвращенный экологический ущерб – 8,27 млн.руб./год снижение выбросов в атмосферу – 6 663,92 усл. т/год количество высвобождаемого ДТ – 7,5 тыс. т/год экономия на топливе – 99,15 млн. руб./год капитальные затраты – 212,8 млн. руб.
МГАВТ совместно с РРР разработать соответствующую нормативно-правовую и методическую базу (2015 г), ввести ее в практику (2016 г). МГАВТ совместно с ООО "Энергогазтехнология" разработать проектную и техническую документацию по переоборудованию главных и вспомогательных газовых двигателей для речного флота (2015/2016 г). Газпрому в рамках ФЦП построить ГЗС в Нагатино (2016 г). МГАВТ совместно с ООО "Энергогазтехнология" конвертировать т/х «Одиссея» на газовое СЭУ и запустить в опытную эксплуатацию (2016 г). Судовладельцам г. Москвы начать конверсию судов на газ (с 2016/17 г). МГАВТ начать подготовку и переподготовку флотских кадров, способных обеспечить безопасную эксплуатацию судов на СПГ (с 2016 г). Основные этапы выполнения проекта