© Российский институт директоров. Все права защищены. Годовой отчет – инструмент коммуникаций Как сделать его лучше? Константин Гуляев заместитель руководителя Экспертного центра РИД Конференция «Основные аспекты раскрытия информации и подготовки годового отчета эмитента» Москва, 14 декабря 2011г.
Значение годового отчета для компании © Российский институт директоров. Все права защищены. Цели подготовки годового отчета
© Российский институт директоров. Все права защищены. Рекомендации инвесторов и организаций, представляющие их интересы Рекомендации российского Кодекса корпоративного поведения Опыт ведущих зарубежных компаний Требования нормативных правовых актов ГОДОВОЙ ОТЧЕТ I.Источник информации для акционеров и других заинтересованных сторон II.Инструмент формирования инвестиционной привлекательности и деловой репутации компании Годовой отчет как инструмент коммуникаций
© Российский институт директоров. Все права защищены. Benchmarking* корпоративной отчетности зарубежных компаний * Сопоставительный анализ
Ключевые атрибуты качественного годового отчета * Тема Обзор деятельности Ключевые показатели Обращение руководителя Бизнес-модель - Стратегия Отраслевой обзор и факторы роста Информация для инвесторов и рынок акций Финансовый обзор и анализ * По материалам Annual Report on Annual Reports 2010 / Графика и фотографии Цели - Задачи - Перспективы Риски и риск-менеджмент Корпоративное управление и вознаграждение КСО – устойчивое развитие Финансовая история и коэффициенты Схемы, графики, таблицы, диаграммы © Российский институт директоров. Все права защищены.
Ключевые показатели 1)Динамика: минимум за 3 года, лучше – за 5 лет 2)Сопоставление отчетного года с предыдущим 3)Не только финансовые показатели 4)Отдельный раздел/страница для показателей 5)Графики для наглядности динамики 6)Акцентировать внимание на ключевые показатели в тексте отчета © Российский институт директоров. Все права защищены.
Обращение руководства 1)Используйте необычные форматы 2)Правдивость 3)Связь с остальным содержанием отчета 4)Пять фактов об отчетном годе 5)Стоит так или иначе упомянуть о стратегии 6)Не забывайте фотографию руководителя © Российский институт директоров. Все права защищены.
Бизнес-модель 1)Как компания зарабатывает? 2)Роль компании в структуре отрасли 3)Сегменты/направления бизнеса и их роль в деятельности компании 4)Схемы для наглядности © Российский институт директоров. Все права защищены.
Стратегия 1)Анализ сценариев возможного развития ситуации в будущем и оценке ее влияния на компанию 2)Количественные ориентиры по реализации стратегии 3)Планируемые мероприятия по реализации стратегии 4)Отчет о ходе реализации стратегии 5)Схемы и диаграммы для наглядности © Российский институт директоров. Все права защищены.
Корпоративное управление 1)Понимание компании и ключевые принципы 2)Что сделано в отчетном году и что планируется на будущее для совершенствования практики корпоративного управления 3)Профессионализм руководства 4)Итоги работы Совета директоров 5)Таблица о соблюдении Кодекса корпоративного поведения? © Российский институт директоров. Все права защищены.
Вознаграждения 1)Основные принципы определения размера вознаграждения и его структуры 2)Взаимосвязь между результатами деятельности компании и выплачиваемыми вознаграждениями 3)Размер выплачиваемых вознаграждения: общая сумма сумма по каждому органу управления индивидуально по каждому руководителю © Российский институт директоров. Все права защищены.
Управление рисками 1)Залог успеха – наличие не формальной, а реальной системы управления рисками 2)Основные подходы к управлению рисками 3)Собственная классификация рисков 4)Количественная оценка рисков: оценка потенциальных потерь/выгод и оценка вероятности реализации рисков 5)Связь между рисками и выполнением стратегии 6)Схемы и диаграммы для наглядности © Российский институт директоров. Все права защищены.
Финансовый анализ 1)Консолидированная отчетность: приоритет – МСФО 2)Заключение аудитора о достоверности отчетности 3)Объяснение достигнутых результатов – анализ руководством результатов деятельности компании (MD&A) 4)Таблицы, графики и диаграммы для наглядности © Российский институт директоров. Все права защищены.
Графическое оформление Фотографии, схемы, таблицы, графики, диаграммы… 1)Сбалансированная подача текста и графики 2)Различимые и читаемые шрифты 3)Объективное отображение цифр на графиках 4)Сокращения и аббревиатуры – подсказки в тексте 5)Подписи к фотографиям 6)Ненавязчивое дизайнерское оформление (деловой стиль), улучшающее наглядность содержания годового ответа и его восприятие © Российский институт директоров. Все права защищены.
Тема Тема, идея, ключевое сообщение, message, story… 1)Единство оформления и содержания 2)Тема не только на обложке и шмуцтитулах 3)Акцент на устойчивое развитие © Российский институт директоров. Все права защищены.
Принципы раскрытия информации С целью облегчения восприятия содержания годового отчета рекомендуется придерживаться следующих принципов раскрытия информации: 1.Обоснованность раскрываемых результатов деятельности, предполагающая описание факторов и действий, обусловивших достижение данных результатов. © Российский институт директоров. Все права защищены.
Принципы раскрытия информации С целью облегчения восприятия содержания годового отчета рекомендуется придерживаться следующих принципов раскрытия информации: 2.Сбалансированность в описании реализуемых мероприятий по выполнению установленных целей, с одной стороны, и достигнутых результатов, с другой стороны (акцент на результаты вместо подробного описания всех мероприятий, реализованных для достижения данных результатов). 3.Наглядность раскрываемой информации, означающая широкое использование в годовом отчете графических способов представления информации (графиков, диаграмм, таблиц, схем) при описании деятельности Компании и достигнутых ею результатов. © Российский институт директоров. Все права защищены.
Принципы раскрытия информации С целью облегчения восприятия содержания годового отчета рекомендуется придерживаться следующих принципов раскрытия информации: 4.Разумное упрощение и сокращение раскрываемой информации с целью формирования понятных для всех заинтересованных сторон, в т.ч. не являющихся отраслевыми специалистами, образа Компании, логики функционирования ее бизнеса и формирования результатов ее деятельности. 5.Единые для всех разделов годового отчета язык и стиль изложения информации. © Российский институт директоров. Все права защищены.
Эффективное продвижение годового отчета Размещение на сайте компании Рассылка среди потенциальных инвесторов и других заинтересованных сторон Привлечение профессиональных консультантов по продвижению годовых отчетов среди потенциальных инвесторов Размещение на специализированных интернет-сайтах Участие в конкурсах на лучшие годовые отчеты Ссылки на годовой отчет в тех или иных материалах, подготавливаемых компанией и ее сотрудниками (презентации, статьи и пр.) Оценка качества годового отчета в рамках кредитных рейтингов, рейтингов корпоративного управления, исследований прозрачности © Российский институт директоров. Все права защищены.
Годовой отчет на сайте компании 1. отчет в формате PDF 3. переход к on-line версии отчета 2. таблицы Excel с основными показателями деятельности © Российский институт директоров. Все права защищены.
Эффективное продвижение годового отчета Информационная поддержка годового отчета: размещение на Интернет-сайте РИД / в разделе «Передовая практика подготовки годовых отчетов»
© Российский институт директоров. Все права защищены. Несколько шагов к успеху в подготовке годового отчета 1 Начать реализацию проекта заблаговременно (в последнем квартале отчетного года) 2 Назначить ответственного за реализацию проекта в целом (желательно одного из руководителей высшего уровня) 3 Определить цель подготовки отчета и аудиторию, для которой он будет предназначен 4 Подготовить структуру и наметить содержание той информации, которую необходимо раскрыть в отчете 5 Разработать единый стандарт предоставления информации о своей деятельности подразделениями компании
© Российский институт директоров. Все права защищены. Российский институт директоров , Москва, ул. Погодинская, д.24 тел./факс: +7 (495)