Региональная модель повышения квалификации: общественно- профессиональная экспертиза ДПО как механизм государственно-общественного управления Р.И.Шаяхметова, начальник отдела развития ДПО МОиН РТ, к.п.н., доцент
1. Федеральный закон от г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (введен с 01 сентября 2013 года): ст.28. Компетенции, права, обязанности и ответственность ОО. К Компетенции относятся: … п.5. прием на работу работников, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация ДПО работников. П.7 ОО несет ответственность… за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции ст.47. Правовой статус педагогических работников. П.5 Педагоги имеют следующие права: … на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года ст.48. Обязанности и ответственность педагогических работников. П.1. Педработники обязаны: …7) систематически повышать свой профессиональный уровень. П.4. Педработники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей ст.8. Полномочия органов государственности субъектов РФ в сфере образования. П.9. Организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных организациях субъектов РФ.
«Школу можно совершенствовать, только совершенствуя квалификацию учителя» Я.А. Коменский
Главная идея персонифицированной системы повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций состоит в том, чтобы дать свободу руководителям организаций и самим педагогам в выборе тех программ, которые они считают необходимыми для повышения качества образования. Возникновение конкуренции между разными организациями, реализующими дополнительные профессиональные программы (ДПП), станет в этом случае неизбежно, что приведет большему разнообразию образовательных программ на рынке и повышению их качества.
Модуль «Повышение квалификации» на портале edu.tatar.ru Экспертный совет профессионально-общественная экспертиза Экспертный совет профессионально-общественная экспертиза Реестр программ Механизм внедрения и реализации новой модели МОиН РТПедагог Выбор траектории развития Онлайн регистрация Портфолио профессионального развития Мониторинг повышения квалификации Оценка качества повышения квалификации Контроль повышения квалификации Апробация в 2015 году на базе пяти муниципальных районов РТ: Бугульминского, Кукморского, Лаишевского, Мамадышского, Нижнекамского
Анкетирование Подача заявления Просмотр/отказ от заявления Формирование истории ПК
Мониторинг кандидатов Контроль подачи заявлений Подтверждение повышения квалификации
Мониторинг кандидатов по району Мониторинг подачи заявлений Мониторинг обучения педагогов
Анкетирование педагогов-кандидатов РТ Формирование реестра курсов Отслеживание обучения педагогов РТ Мониторинг качества обучения педагогов База данных по ПК педагогов РТ
Нормативные документы, регламентирующие деятельность республиканского Экспертного совета Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от /14 «О персонифицированной системе повышения квалификации работников образования Республики Татарстан» Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от /15 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от года 6492/14 «О персонифицированной системе повышения квалификации работников образования Республики Татарстан» Приказом утверждены: Положение о персонифицированной системе ПК работников образования РТ Положение о республиканском Экспертном совете по оценке программ (модулей) ДПО Положение об отборе дополнительных профессиональных программ (модулей) ПК работников образования РТ
Республиканский Экспертный совет Р еспубликанский Экспертный совет по оценке дополнительных профессиональных программ (модулей) – профессионально-общественный орган, осуществляющий независимую экспертизу программ, дающий заключение рекомендовано/не рекомендовано для включения в республиканский реестр на соответствующий год Основными задачами Экспертного совета являются: выявление соответствия содержания, структуры ДПП (модулей) федеральным, региональным нормативным требованиям; оценка ресурсной базы (потенциала) образовательных организаций, представивших на экспертизу ДПП (модулей), предназначенные для работников образования РТ, с целью определения возможности качественной реализации данными организациями ПК; принятие решения об отнесении ДПП (модулей) к категории, рекомендуемой к включению в реестр данных ДПП (модулей), или к категории, не рекомендуемой к включению в реестр ДПП (модулей) на соответствующий год; внесение предложений по совершенствованию научно-методической и нормативной базы по организации и осуществлению экспертизы Состав Экспертного совета утверждается ежегодно, состоит из лучших педагогов, компетентных опытных руководителей образовательных организаций, ученых- практиков вузов
Структура республиканского Экспертного совета
На экспертизу пакеты документов представляли образовательные организации, имеющие право ведения образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования Представлено к рассмотрению Экспертного совета: 546 программ 26 образовательными организациями республики Итоги работа Экспертного совета Отобрано и рекомендовано для включения в республиканский реестр 63,5% программ Отклонено 36,5% программ
Результаты оценки программ в разрезе образовательных организаций НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИКоличество заявленных программ Количество рекомендованных программ Отклонены по итогам экспертизы ФГАОУ ВО КФУ «Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования» ФГАОУ ВО КФУ «Елабужский институт (филиал) КФУ» ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ» ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» НОУ ДПО «Центр социально- гуманитарного образования» ГАОУ СПО «Нижнекамский педагогический колледж» ГБУ ДО «Республиканский центр внешкольной работы» 11 - ФГБОУ ДПО «Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов начального профессионального образования» 954 ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж им. Г.Тукая» 734 НОУ ВПО «Университет управления ТИСБИ» 624 ГАПОУ «Казанский педагогический колледж» 66- ФГБОУ «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» 3 3- ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы РАО» ЧОУ ВПО «Институт экономики управления и права» г. Казань 12111
ФГАОУ ВО КФУ «Институт филологии и межкультурной коммуникации» 99- ФГБО ВО «Казанский государственный институт культуры» 523 ГАПОУ «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж» 532 ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» 4 31 ГБОУ СПО «Казанский строительный колледж» 4 -4 ЧОУ ВО «Академия социального образования»3 12 ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж имени М. Джалиля»3 12 ГАПОУ «Казанский авиационно-технический колледж им. П.В. Дементьева» 3 -3 ФГАОУ ВО КФУ «Институт психологии и образования»2 2- ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности» 2 11 ГАПОУ «Казанский нефтехимический колледж им. В.П. Лушникова» 1 -1 ЧОУ ВПО «Институт социальных и гуманитарных знаний» 1 -1 ИТОГО: Результаты оценки программ в разрезе образовательных организаций
Основные причины отклонения программ (не рекомендованы для включения в реестр) (не рекомендованы для включения в реестр) Экспертами было рассмотрено 546 программ. В результате рекомендовано к реализации 346 (63,5%)представленных программ, отклонено 200 (36,5%) программ. Основные замечания: Дублирование содержания программ ВПО в программах ДПО Несоответствие структуры программ ДПО требованиям действующих нормативно-правовых актов системы ДПО (приказ 499) Несоответствие срока освоения программы требованиям действующих нормативно-правовых актов системы ДПО (приказ 499) Отсутствие структурно-логических связей между отдельными компонентами программы: темой, целью, планируемыми результатами, содержанием, формами образовательной деятельности слушателей, оценочными материалами Следование не компетентностной, а знаниевой парадигме образования. Отсутствие активных и интерактивных форм обучения Отсутствие ориентации на актуальные профессиональные запросы слушателей, на формирование квалификационных характеристик целевой аудитории Отсутствие оценочных средств контроля планируемых результатов обучения Нечеткое определение организационно-педагогических условий для реализации конкретной программы
Модуль «Повышение квалификации» на портале edu.tatar.ru Экспертный совет профессионально-общественная экспертиза Экспертный совет профессионально-общественная экспертиза Реестр программ Механизм внедрения и реализации новой модели МОиН РТПедагог Выбор траектории развития Онлайн регистрация Портфолио профессионального развития Мониторинг повышения квалификации Оценка качества повышения квалификации Контроль повышения квалификации Апробация в 2015 году на базе пяти муниципальных районов РТ: Бугульминского, Кукморского, Лаишевского, Мамадышского, Нижнекамского