Смысловое чтение рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 5 класса.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно- урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Внеурочная деятельность позволяет обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Цель данного курса: 1. Формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом 2. Воспитание талантливого читателя через ознакомление детей с приемами постижения текста, чтения произведений и компьютерной поддержки. 3. Развитие потребности к речевому самосовершенствованию, интереса к книге.
Задачи курса: 1. Познакомить обучающихся с различными видами чтения; 2. Развивать умение использовать различные виды чтения при сборе информации в определенных ситуациях: при выполнении классных и домашних заданий, при выпуске газет, участии в конкурсах, филологических чтениях и т.д. 3. Обучить вдумчивому и грамотному чтению через проведение анализа текста; 4. Вызвать интерес обучающихся к книге как главному источнику знаний.
Педагогические технологии, используемые в процессе реализации программы: РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) Приемы критического мышления: «кластер», «чтение с остановками», «инсерт», «синквейн», «шесть шляп мышления», «знаю – хочу узнать – узнал», «Фишбоун», «РАФТ», «толстые и тонкие вопросы». КСО (коллективный способ обучения): организация работы в парах постоянного и сменного состава Использование методики «Взаимодиктант», «Взаимная передача темы», «Поабзацное изучение текста», «Взаимообмен заданиями» Технология проектной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности Раздел 1. Введение Раздел 2. Приемы постижения текста Раздел 3. Выразительное чтение текста Раздел 4. Литературоведение Раздел 5. Проекты «Путешествие в Книгоград» Раздел 6. Подведение итогов работы
Формы подведения итогов реализации 1. Участие в школьной научной конференции «Маленькое открытие». 2. Реализация проектной деятельности: выставка рисунков по прочитанным произведениям; создание комиксов; выпуск творческих работ: стихотворений, рассказов, сказок-вопросов собственного сочинения; создание кадрового мультфильма по стихотворению И.А.Бунина «У чудищ»; выпуск стенной газеты «Путешествие в Книгоград»; защита презентаций «Мой любимый поэт». 3. Конкурс театрализованных представлений по басням И.А.Крылова.
Смысловое чтение Павлова Галина Леонидовна