Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации
Задачи: Задачи: 1. Исследовать особенности мотивации учебной деятельности учащихся начального, среднего и старшего звена школы как фактора эффективности обучения. 1. Исследовать особенности мотивации учебной деятельности учащихся начального, среднего и старшего звена школы как фактора эффективности обучения. 2. Выявить возрастные характерные особенности поведения учащихся, влияющие на учебную мотивацию и качество обучения в школе. 2. Выявить возрастные характерные особенности поведения учащихся, влияющие на учебную мотивацию и качество обучения в школе. 3. Подготовить психолого-педагогические рекомендации по организации сопровождения процесса обучения учащихся для развития их учебно-познавательных мотивов. 3. Подготовить психолого-педагогические рекомендации по организации сопровождения процесса обучения учащихся для развития их учебно-познавательных мотивов.
Мотив – побуждение к активности в определенном направлении Мотивация – Мотивация – процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения
Уровни учебной мотивации Первый уровень высокий уровень школьной мотивации, учебной активности: высокий уровень школьной мотивации, учебной активности: познавательный мотив, познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования, ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки
Второй уровень хорошая школьная мотивация: хорошая школьная мотивация: учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью Подобный уровень мотивации является средней нормой. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью: положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью: такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает
Четвертый уровень низкая школьная мотивация: низкая школьная мотивация: эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, находятся в серьезной адаптации к школе
Пятый уровень негативное отношение к школе, школьная дезадаптация: негативное отношение к школе, школьная дезадаптация: такие дети испытывают серьезные трудности в обучение; такие дети испытывают серьезные трудности в обучение; они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем; школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо; школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо; в других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. в других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения
Рекомендации Обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности; Обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;
Использовать все возможности учебного материала для того, Использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление. чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление.
Организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение класса к предмету и учебе в целом. Организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение класса к предмету и учебе в целом. Самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах, иметь авторитет. Самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах, иметь авторитет.
Видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на уже имеющиеся у ученика мотивы Видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на уже имеющиеся у ученика мотивы Некоторых учеников приходится заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей для совместного контроля. Некоторых учеников приходится заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей для совместного контроля.
Условия повышения мотивации учащихся на уроке 1. Раскрытие учебного материала. Изучение предмета через раскрытие сущности, лежащей в основе всех частных явлений, самим учеником. Опираясь на эту сущность, ученик сам выявляет частные явления. Учебная деятельность приобретает для него творческий характер. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. 1. Раскрытие учебного материала. Изучение предмета через раскрытие сущности, лежащей в основе всех частных явлений, самим учеником. Опираясь на эту сущность, ученик сам выявляет частные явления. Учебная деятельность приобретает для него творческий характер. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним.
2. Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов. 2. Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов. 3. Проблемность обучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивация учащихся находится на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней. 3. Проблемность обучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивация учащихся находится на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.
4. Содержание обучения. В обязательном порядке в содержание обучения должны входить обобщенные методы работы с базовыми знаниями. Процесс обучения построен так, чтобы ребенок усваивал знания через их применение. 5. Стиль педагогической деятельности учителя. Различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудач» задерживает формирование «внутренней» мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует «внутренней» мотивации, а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех». 5. Стиль педагогической деятельности учителя. Различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудач» задерживает формирование «внутренней» мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует «внутренней» мотивации, а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».
6. Использование игровых форм работы. Через игру школьник закрепляет усвоенные учебные знания и умения. 6. Использование игровых форм работы. Через игру школьник закрепляет усвоенные учебные знания и умения. 7. Коллективная (групповая) форма работы. Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Она «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, т.к. они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других. 7. Коллективная (групповая) форма работы. Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Она «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, т.к. они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.
8. Дозированность и посильность домашних заданий. На дом учитель должен задавать такие задания, которые служат для повторения пройденного на уроке материала. Очень важно задавать небольшие по объему, но интересные по содержанию задания. 8. Дозированность и посильность домашних заданий. На дом учитель должен задавать такие задания, которые служат для повторения пройденного на уроке материала. Очень важно задавать небольшие по объему, но интересные по содержанию задания.
Учителю на заметку Делайте класс и урок более привлекательным и интересным Музыкальное Сопровождение Новое оформление классного помещения и парты Загадки, головоломки, игры Приглашение гостей на урок Компьютерные технологии
Связывайте учебную информацию с жизненным опытом При введении новой темы спросите учеников, что они знают об этой проблеме, что слышали или читали, какие идеи у них возникают Старайтесь представить Информацию в форме проблемы, для чего Представляйте различные точки зрения Поощряйте догадки, вопросы и критику, позволяйте им доказывать и проверять идеи, учите спорить