Дистанционное образование (ДО) Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основа образовательного процесса при ДО - целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте.
Основные этапы создания курса дистанционного обучения Этап подготовки программы курса дистанционного образования 1 Этап разработки проекта 2 Этап производства программ курса 3 Этап тестирования и пробного проведения (апробации) программ 4 Этап усовершенствования и тиражирования программ курса 5
Организационно-информационная база дистанционного образования Учебное заведение Информационное обеспечение Административное обеспечение Преподаватели Студенты Технологическое обеспечение
Информационная база дистанционного образования индивидуальная программа обучения 5 Web-CD-технология: компакт-диск и Интернет 1 дополнительные информационные материалы 2 словарь терминов 3 каталог электронных ресурсов 4
Методы дистанционного образования Один к многим представление преподавателем материала группе студентов Самообучение взаимодействие учащегося с интерактивным материалом Многие к многим Активное взаимодействие всех участников учебного процесса Один к одному взаимодействие студент- преподаватель, или студент-студент
Особенности дистанционного образования Массовость НТИ Рентабельность Обучение совмещено с работой Массовость Рентабельность Обучение без отрыва от производства Модульность Асинхронность Независимость во времени Территориальная независимость Индивидуальный выбор курса Новая роль преподавателя Новая роль ученика
Формы дистанционного образования электронные журналы интерактивные базы данных аудиокниги электронные учебные курсы виртуальные классы
Модели дистанционного обучения Синхронное обучение группа студентов работает над приобретением одинаковых знаний или навыков в режиме реального времени Асинхронное обучение Учащийся проходит курс обучения без контроля преподавателя, в любое удобное для него время
Типы организационных структур ДО Заочное образование в традиционном университете Консорциум университетов объединение нескольких организационных структур университетов Открытый университет открытое поступление в ВУЗ Виртуальный университет
Достоинства и проблемы качества дистанционного обучения Преимущества ДОНедостатки ДО новые технологии в процессе обучения позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, процесс образования строится с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой. необходимость наличия у учащегося сильной личной мотивации, умения учиться самостоятельно, без контроля преподавателя повышение квалификации без отрыва от производства проблема аутентификации пользователя при проверке знаний появляются возможность обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей учащиеся не всегда могут обеспечить себя достаточным техническим оснащением - иметь компьютер и постоянный выход Интернет индивидуальный темп обучения, свободный выбор программ и курсов из предлагаемого перечня отсутствие личного общения между преподавателем и обучаемым в условиях снижения государственного финансирования ВУЗы могут использовать более экономичный вид обучения (низкая аудиторная нагрузка, корпоративные заказы, иностранные студенты) высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, покупку технического обеспечения.
ВЫВОДЫ: Таким образом, под термином дистанционное образование следует понимать особенную форму взаимодействия системы учитель, учебник и ученик. Главный аспект при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов- координаторов. Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются объемные теоретические и экспериментальные исследования, связанные с внедрением программ дистанционного обучения в современной высшей школе