Эстетика Фомы Аквинского Подготовила Бренер Инна
Фома Аквинский (1225 – 1274) Фома́ Акви́нский итальянский философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское с философией Аристотеля.
Фома признавал объективное существование прекрасного. «Не потому нечто является прекрасным, что мы это любим, но потому любим, что нечто является прекрасным и добрым» (In Divin. Nomin. 367 b). Фома Аквинский определял прекрасное как то, что доставляет удовольствие своим видом.
Псевдо-Дионисий Ареопагит Красота и благо (bonum) различаются не реально, так как бог, в его представлении, является и абсолютной красотой и абсолютным благом, а лишь в понятии. Благом называется то, что удовлетворяет какое-либо желание или потребность (appetitus), «ибо благо есть то, чего все желают. А потому оно связано с понятием уели, поскольку желание есть своего рода движение к предмету» (Summa theol. I 5,4).
Эстетическое удовольствие, следовательно, тесно связано у Фомы с познанием. Вот почему к эстетическому восприятию, прежде всего, имеют отношение те ощущения, которые наиболее «познавательны» (Summa theol. II 1,27,1), а именно зрительные и слуховые. Зрение и слух тесно связаны с разумом и потому способны к восприятию прекрасного.
чувственное познание интеллектуальное Внешние чувства Внутренние чувства Осязание Вкус Обоняние Слух Зрение Память Орган мышления Биологическое Эстетическое
Метод интеллектуально-рассудочного анализа основных элементов духовной жизни во многом сближает Фому с Аристотелем, хотя само понимание духовности у него чисто христианское. У Фомы можно встретить и ряд высказываний, близких к соответствующим суждениям Аристотеля. Таким является, к примеру, его определение совершенства: «Совершенным называется то, что не имеет никакого недостатка соответственно мере его совершенства» (Summa theol. I 5,5), или «То, чему чего-либо недостает, тем самым безобразно» (Summa theol. I 39,8).
Используемые источники История эстетической мысли в 6-ти томах / Овсянников М.Ф. и др. - М.: Искусство, 1985, Т. 1, с