МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ В АСПЕКТЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ Хусаинова С.В. – к.псх.н., старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы»
Борьба с экстремизмом особенно важна сегодня, «…когда весь мир столкнулся с серьезными проблемами и рисками, с ростом национальной нетерпимости, с размыванием и девальвацией традиционных ценностей…» Путин В.В
Изучая особенности взаимодействия в системе родитель – ребенок, ученые определили, что детско-родительские отношения дают картину существующих отношений, и понимания субъективного мира человека. В этой сфере исследования направлены на определение благоприятных и неблагоприятных характеристик взаимодействия. Благоприятные связаны с формами родительского контроля и техникой поддержания дисциплины, одобрительные контакты, направленные на принятие и любовь к ребенку, последовательность, авторитарность родителя. Неблагоприятная же модель семейного взаимодействия это эгоцентрический, гиперсоциализирующий и отвергающий типы воспитания
Исследования ученых в области взаимодействия родителей и детей (разные возрастные группы) показывают, что по мере взросления детей уменьшается степень их принятия.
Дети, в семьях которых малая степень принятия их родителями находят поддержку в неформальных молодежных сообществах. Это – эмо, готы, панки, скинхеды, анархисты, нацисты, неонацисты и т.д Но если юноши попадают под чье-то негативное влияние, то может оказаться группа, в которой они найдут не только поддержку, но и соответствующий этому экстремистский и/или террористический способ реализации в социуме
Неблагополучные дети, которые постоянно находятся под присмотром социальных работников и родителей имеют шанс реализоваться в жизни
Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект): Среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие: - установки, предубеждения родителей; - взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников); - влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др. - стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе ;
Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект): Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать: - представления, установки подростков; - индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сенситивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов); - эмоциональные особенности (состояние психического напряжения)
«у террористов обнаруживается патологическая потребность добиваться абсолютных конечных результатов» (Каплан).
Семья, родственники поддерживающие своих детей способны им помочь в казалось бы неразрешимой проблеме.
В настоящее время появляются психологические методы в сфере распространения антитеррористической идеологии. Необходимость в изменении сложившихся социально-ценностных ориентаций антитеррористической направленности, относительно которой есть возможность формировать социально-ценностные установки с учетом целевых групп, таких как семья. Самое главное – это воспитание у ребенка активной гражданской позиции в духе толерантности, этнотолерантности и миролюбивого разрешения конфликтов.
Воспитание детей в духе общественной безопасности, поспособствует тому, что мы получим системный адекватный ответ на вызов террористов в идеологической сфере.
Изучение психологических особенностей и психологических проблем несовершеннолетних и их семей поможет определить необходимое направление в работе по профилактике экстремизма и терроризма
Спасибо за внимание!