«ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ И ЖЕСТОКОСТЬ» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли. Эрих Фромм Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли. Эрих Фромм
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека
АГРЕССИЯ Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение. Агрессия – это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессия Агрессия Негативизм ( оппозиционная манера поведения ) Вербальная агрессия ( угрозы, крики, ругань и т. д.) Физическая агрессия ( физические действия против кого - либо ) Направленная ( сплетни, злобные шутки ) Косвенная агрессия
Портрет агрессивного ребенка Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг : агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку
Причина детской агрессии является семейная ситуация При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение других, взаимные упреки и оскорбления Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения.
Возрастные проявления агрессивности Наибольшей агрессивностью отличаются летние подростки - мальчики, у которых преобладает физическая агрессия В лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой агрессии у девочек. К годам у мальчиков так же происходит всплеск вербальной агрессии. У девочек негативизм несколько затухает при переходе с 13 к годам.
СТАТИСТИКА Статистика говорит : к моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевизору около 8 тыс. сцен с убийствами и около 100 тыс. других действий с применением насилия. Ни одна из прошедших эпох не была так густо пропитана насилием, как наша.
Критерии выявления агрессивного ребенка Поставьте любой знак в графе « часто » или « редко » напротив каждого высказывания. 1. Спорит, ругается со взрослыми 2. Теряет контроль над собой 3. Винит других в своих ошибках 4. Завистлив, мстителен 5. Сердится и отказывается что - либо сделать 6. Специально раздражает людей 7. Отказывается подчиниться правилам 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих ( детей и взрослых ), которые нередко раздражают их Сосчитайте количество ответов « да ». Если 4 из 8 критериев проявляются у подростка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.
Личными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются : - повышение голоса, изменение тона на угрожающий ; - демонстрация власти (" Учитель здесь пока еще я ", " Будет так, как я скажу ") - крик, негодование ; - агрессивные позы и жесты : сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор " сквозь зубы "; - сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание ; негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей ; - использование физической втягивание в конфликт посторонних людей ; - непреклонное настаивание на своей правоте ; - нотации, проповеди, " чтение морали ", - наказания или угрозы наказания ; - обобщения типа : " Вы все одинаковые ", " Ты, как всегда...", " Ты никогда не..."; - сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу ; - команды, жесткие требования, давление ; оправдания, подкуп, награды.
Ролевая игра : Ситуация : Учащиеся 9- го класса играли во время перемены в волейбол. Команда Пети начала проигрывать. Вдруг Петя сильно рассердился, подошел к и ударил в колено Маше. Маша от сильной боли наклонилась и зарыдала. У девочки опухла нога, покрылась синяками. Девочка не смогла ходит в школу. Родители Маши обратились в больницу, где травматолог выявил трещину большой берцовой кости. Родители Маши обратились в детское отделение милиции.
« Золотые » правила воспитания Учитесь слушать и слышать своего ребенка. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции. Умейте принять и любить его таким, какой он есть. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.
Воспитывать значит правильно организовать жизнь ребенка. В правильной жизни правильно растут дети. Л. С. Выготский