1 Тема 3 Сравнительный подход в оценке бизнеса
2 Ц А = ? П А = 500 Ц В =30000 П В = 3000 = ЦВЦВ ПВПВ = 10 Ц А =. ПАПА Ц А = =5000
3 В рамках данного подхода используются следующие методы: Метод рынка капитала – основан на ценах, реально выплаченных за акции сходных компаний на фондовом рынке. Метод отраслевых коэффициентов – основан на специальных формулах или ценовых показателях, используемых в отдельных отраслях. Они выводятся из данных о продажах компаний в этих отраслях. В нашей стране этот метод практически не используется, так как отсутствует необходимая информационная база. Метод сделок – основан на ценах приобретения контрольных пакетов акций в сходных компаниях. Отличается от первого метода тем, что за основу расчетов берутся цены не за единичную акцию, а за контрольный пакет.
4 ЭТАПЫ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЫНОЧНОГО ПОДХОДА: 1. Сбор необходимой информации 2. Составление списка предприятий- аналогов 3. Финансовый анализ (первые три этапа выполняются одновременно) 4. Расчет мультипликаторов 5. Выбор величины мультипликатора 6. Определение итоговой стоимости 7. Внесение заключительных поправок.
5 Необходимая информация : а) ценовая (данные фондового рынка; информационный банк данных о продаже предприятий целиком) б) финансовая
6 Проблемы выбора аналогов Неразвитость фондового рынка ( метод рынка капитала ) … российский фондовый рынок характеризуется слабой активностью, информационной закрытостью, отсутствием достоверных сведений о фактической цене сделки Ограниченность информации : только цены предложения и минимум финансовых показателей ( метод сделок )
7 Этап 2. Составление списка предприятий- аналогов. отбираются сопоставимые компании по критерию отраслевого сходства, собирается дополнительная финансовая информация по сопоставимым компаниям, уточняется список на основании данных финансового анализа.
8 Проблемы составления списка Ограниченность информации об особенностях предприятий - аналогов ( метод сделок ) Критерии отбора аналогов Уровень диверсификации производства Возможность перепрофилирования производства и заменимость производимых продуктов Стадия экономического развития оцениваемой компании и аналогов Географическая диверсификация Ценовые различия по сходным товарам Качество менеджмента Сколько аналогов необходимо иметь для корректной оценки
9 Этап 3. Финансовый анализ. В ходе финансового анализа выявляется рейтинг оцениваемой компании в общем списке, устанавливаются различия между аналогами, на основании чего затем выбирается величина мультипликатора.
10 Этап 4. Расчет мультипликатора Мультипликатор ( ) - отношение цены предприятия к финансовым параметрам, обеспечивающим его доходность (прибыль, денежный поток, выручка, балансовая стоимость активов и т.д.)
11 Выделяют 4 группы мультипликаторов: 1. Цена / Прибыль; Цена / денежный поток; 2. Цена / Дивидендные выплаты (фактические или потенциальные); 3. Цена / Выручка; Цена / Физический объем; 4. Цена / Балансовая стоимость.
12 Этап 5. Выбор величины мультипликатора АВСДЕ 3,15,67,812,415,7 Среднее значение 8,92 Медианное значение 9,4
13 Этап 5. Выбор величины мультипликатора (методика «графического сравнения» при значимой корреляционной зависимости) АВСДЕ 3,15,67,812,415,7 К р/п 0,120,180,240,370,58 К р/п объекта оценки = 0,15 для объекта оценки = 4,35
14 Этап 5. Выбор величины мультипликатора (методика средней взвешенной при отсутствии корреляционной зависимости) АВСДЕ 3,15,67,812,415,7 К р/п 0,240,580,120,370,18 ср. = 8,92 К р/п ср. = 0,30 для объекта оценки = 8,92 х 0,15/0,30 = 4,49 К р/п объекта оценки = 0,15
15 Этап 6. Определение итоговой стоимости Мультипли катор Предварит ельная стоимость Удельный вес Промежуто ч ный результат Цена/чиста я прибыль 550,633 Цена/ балансовая стоимость 460,313,8 Цена/дивиденды 400,14,0 Итого 150,8