Банковский омбудсмен: преимущества для банков и граждан 10 ноября 2010 года О.М. Иванов, Вице-президент Ассоциации региональных банков России Круглый стол «Актуальные аспекты развития кредитных организаций: институт банковского омбудсмена и управления банковской задолженностью» г. Пермь
Политика по защите прав потребителей на банковском рынке Образование потребителей Информирование клиентов Прозрачные и понятные условия договоров Внесудебное урегулирование споров Банковский омбудсмен Кредитный медиатор
Банковский омбудсмен Лицо, уполномоченное на разрешение во внесудебном порядке споров между кредитными организациями и их клиентами-физическими лицами Споры возникают из договорных отношений с банком по жалобам клиентов
Кредитный медиатор Посредник, уполномоченный на урегулирование во внесудебном порядке споров между кредитными организациями и их клиентами Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
Процедура обращения к омбудсмену (Германия) КлиентБанк Омбудсмен Жалоба (1) Отказ (2) Заявление (3) Запрос (4)Возражения (5) Решение (6)
Процедура обращения к омбудсмену (Великобритания) КлиентБанк Решение ~ 10 тыс. Жалоба (1) Отказ (2) Обращение (3) Запрос (4)Комментарий (5) Решение (6) Консультирование ~ 1 млн Примирение ~ 100 тыс.
Эффект от учреждения банковского омбудсмена Дополнительная защита прав заемщиков- физических лиц Снижение напряженности во взаимоотношениях банков и клиентов (заемщиков) Повышение прозрачности розничного рынка банковских услуг Снижение нагрузки на судебную систему Оперативное выявление проблем регулирования банковской деятельности Повышение уровня финансовой грамотности граждан
Преимущества для банков Экономия на судебных издержках Снижение числа обращений органов надзора и контроля Маркетинг кредитных продуктов Улучшение репутации кредитных организаций
Судебная статистика ПРОГНОЗ ТЫС. ИСКОВ
Экономия на расходах Оценочная стоимость производства у омбудсмена – до 2 тыс. руб. Оценочная стоимость гражданского судопроизводства – свыше 10 тыс. руб. Снижение числа обращений граждан в Генпрокуратуру, Роспотребнадзор, Банк России, Администрацию Президента
Проект учреждения банковского омбудсмена при Ассоциации Три участника Ассоциация «Россия» Ассоциация юристов России Конфоп Три этапа Создание службы медиации Подготовка и принятие закона об омбудсмене Внедрение процедуры омбудсмена Три документа Закон Порядок рассмотрения споров Соглашение банков-участников схемы
Омбудсмен и медиация Граждане Банк Омбудсмен Спор Юридичес кие лица Третейский суд Медиатор Спор ГПК РФАПК РФ Консультант