Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста учитель-логопед Левдина Елена Евгеньевна
Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СЛОВАРЕ РЕБЕНКА: В 1 год – слов; К концу второго года – слов; В 3 года – 1500 слов; К 4 годам слов; В 5 лет - до 2000 – 2500; В лет до слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Третью часть всех слов составляют глаголы.
КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВАРЯ: Наглядно-действенный и наглядно- образный характер мышления (ребенок овладевает названиями предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко); Постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова (ребенок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению).
ЗАДАЧИ ДЕТСКОГО САДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 1) Обогащение словаря новыми словами (происходит за счет общеупотребительной лексики - названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.); 2) Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием); Активный Словарь Пассивный В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. 3) Активизация словаря.
4) Устранение из речи детей нелитературных слов (Воспитатель добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи).
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ РЕБЕНКА. 1. Подбор определений и эпитетов. Собака. Какие бывают собаки? (Большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, охотничьи, пожарные.) Узнавание предмета по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? (Береза.) 2. Подбор действий к предмету. Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает.) Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? (Солнце.) Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? (рыба, самолет, бабочка, листья.) 3. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? (Хорошо, лениво, прилежно.) 4. Подбор синонимов и антонимов. 5. Дидактические игры. 6. Использование технологии ТРИЗ.
Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает художественная литература. Однако и те слова, которые ребенок услышал в сказке, в стихотворении, необходимо повторять в самых разнообразных сочетаниях с другими словами, только тогда дети будут обогащать словарь и усваивать строй родной речи, начнут свободно использовать эти слова в своей речи.
А) СЛОВАРНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ НАПРАВЛЕНА НА СОЗДАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ РЕЧИ И ЗАНИМАЕТ ВАЖНОЕ МЕСТО В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ; Б) ОВЛАДЕНИЕ СЛОВАРЁМ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ ХОРОШО РАЗВИТОЙ РЕЧИ И ПОКАЗАТЕЛЕМ ВЫСОКОГО УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА; В) УСВОЕНИЕ СЛОВАРЯ РЕШАЕТ ЗАДАЧУ НАКОПЛЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ, РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ МЫШЛЕНИЯ. Г) СВОЕВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ – ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ФАКТОРОВ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. А) СЛОВАРНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ НАПРАВЛЕНА НА СОЗДАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ РЕЧИ И ЗАНИМАЕТ ВАЖНОЕ МЕСТО В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ; Б) ОВЛАДЕНИЕ СЛОВАРЁМ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ ХОРОШО РАЗВИТОЙ РЕЧИ И ПОКАЗАТЕЛЕМ ВЫСОКОГО УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА; В) УСВОЕНИЕ СЛОВАРЯ РЕШАЕТ ЗАДАЧУ НАКОПЛЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ, РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ МЫШЛЕНИЯ. Г) СВОЕВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ – ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ФАКТОРОВ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. Словарная работа имеет огромное значение для дошкольного образовательного процесса, так как:
Спасибо за внимание!